...Вспомнила о том, что украинскому патриотизму еще в конце 90-х нашу семью пытался научить младший брат.
В Узбекистане он успел только родиться, а первый и последующие дни рождения праздновал уже на исторической родине. В отличие от остальных детей, младший в семье не застал октябрят и пионеров, начал ходить в школу в Крыму и даже изучал мову. Мы с сестрами были освобождены от уроков украинского языка и литературы (в то время это практиковалось), так как не учились здесь с первого класса.
Честно говоря, обо всем украинском я имела достаточно смутное представление, в Крыму его в советское время практически не было. Как и чисто русского – не только дети, но и многие учителя говорили на суржике, что нам с непривычки после грамотной Средней Азии резало слух.
Наверное, в этой же школе что-то изменилось за несколько лет независимой Украины. Все началось с того, что брат заставил всех вставать перед телевизором во время исполнения гимна Украины перед игрой национальной сборной по футболу. Этого оказалось мало – гимн нужно было еще и петь, выучив по бумажке, на которую он был переписан корявым детским почерком со школьного стенда.
Конечно, это не вызывало тогда таких патриотических чувств, как сейчас.
Мы с трудом сохраняли серьезный вид. Когда в семье после трех девочек с большой разницей в возрасте рождается сын, ему позволяется немножко большею. Телевизор в то время в доме был один, поэтому футбол приходилось смотреть всем. Сам братик рисовал какие-то плакаты типа «Україно, вперед!» и размахивал ими перед экраном во время футбольного матча.
А однажды я застала его за игрой в футбол на обеденном столе (вместо футболистов были монетки), которую он комментировал… на украинском языке: «Ми продовжуємо пряму трансляцію зі стадіону «Динамо», починається другий тайм матчу «Динамо» (Київ) – Шахтар (Донецьк). Після першого тайму перевага на боці «Динамо» з рахунком 2:0…».
Брат привык смотреть футбол с украинскими комментаторами, а когда по-русски комментировали «Кубок Содружества» в Москве, заявил: «Мне не нравится, как будто чего-то не хватает!».
Потом мы, старшие сестры, водили его на матчи «Таврия» – «Динамо» в Симферополе, пока он не начал ходить туда самостоятельно вместе с друзьями.
Когда доводилось поехать в командировку в Киев, проблем с выбором подарка младшенькому не было – весь ассортимент с футбольной и патриотической символикой. Так что футболка с «тризубом» и надписью «УКРАЇНА» у него есть уже давно, хотя именно сейчас стала наиболее актуальной.
А сколько таких, как он, не только выросших, но и родившихся в независимой Украине? Это поколение не знало «совка». И не хочет его знать. Какая-то горстка мечтавших умереть в России стариков не должна лишать их будущего…
Эльзара БЕШУЙЛИ