Политические новости

Когда украинцы смогут ездить в ЕС без виз

И.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица допустил, что безвизового режима с Европейским Союзом можно достичь уже до конца этого года. Эксперты говорят о двухлетнем пути

По словам руководителя общественной инициативы “Европа без барьеров” Ирины Сушко, ЕС может открыть двери для украинцев, в лучшем случае, к концу 2015-го.

“Есть и пессимистический сценарий, – говорит эксперт. – Безусловно, несмотря на информационную войну, которую сегодня ведет Россия, нельзя исключать ее влияния на перспективу введения безвизового режима. Мало того, что в стране есть политики, которые не всегда готовы принимать непопулярные решения, и потому мы должны их постоянно подталкивать к этому, существует негативный фактор из России, которая совсем не заинтересована, чтобы Украина достигла успеха на этом пути. Поэтому процесс может затянуться на годы”.

“Тезис о безвизовом режиме до конца 2014 года – неаккуратно брошенная фраза, возможно, она появилась по причине недостаточной информированности, – сказал “Главреду” научный руководитель Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. – Украина выполняет план действий по визовой либерализации, и находится еще на первой его фазе”.

Законы на доработке

Сегодня Украина, действительно, близка к завершению первого этапа – законодательного. “Большая часть требований уже выполнена в прошлом году, – говорит глава Департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис. – Осталось принять три законодательных акта, которые были одобрены Кабинетом министров на заседании. Я надеюсь, что они будут проголосованы в Верховной Раде, если, конечно, у депутатов не будет замечаний”.

На упомянутое заседание Кабмина в конце марта приходил еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле. Он заявил, что ЕС обещает ускорить введение упрощенного визового режима для украинцев. В тот же день Кабмин внес в парламент три недостающих законопроекта.

Первый документ – законопроект касательно полномочий омбудсмена по обработке персональных данных.

Второй – об усовершенствовании законодательства в вопросе борьбы с коррупцией. В Украине должно быть создано Национальное бюро антикоррупционных расследований. “Понятно, что не все народные депутаты и политические силы будут в восторге от существования такого мощного правоохранительного органа. Поэтому важна общественная поддержка”, – говорит независимый эксперт Дмитрий Котляр. Еще одним инструментом должна стать Национальная комиссия по предотвращению коррупции.

Третий документ – “антидискриминационный” законопроект. Касательно последнего высказался министр юстиции Павел Петренко. Он сказал, что Еврокомиссия сняла свои требования гарантий для секс-меньшинств в антидискриминационном законе. По словам чиновника, этот документ уже доработан без положений касательно этих гарантий.

“Он является общим относительно общей защиты всех лиц, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений”, – сказал министр. В то же время, Александр Сушко отмечает, что ЕС не может отказаться от собственных стандартов касательно защиты ЛГБТ в контексте плана действий по либерализации визового режима, но Фюле мог допустить, что некоторые элементы такой защиты в связи с ситуацией в Украине могут быть отсрочены на вторую фазу выполнения плана. В представительстве Европейского Союза в Украине подтверждают: позиция ЕС по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации остается такой же, и выявленные проблемы в законодательстве должны быть рассмотрены.

Паспортные данные

Еще одно требование ЕС – безопасность документов. Речь идет о введении биометрических паспортов.

Сегодня в Украине фактически не работает ранее принятый Закон Украины “О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность и ее специальный статус”. Кроме необходимости и процедуры выпуска биометрических паспортов, в нем говорится о создании базы данных, которая не может существовать в демократическом государстве. Закон требует доработки.

“Если обращать внимание на закон, то, согласно ему, сначала государство должно создать и запустить единый государственный демографический реестр, и только затем могут появиться биометрические паспорта, – сказала “Главреду” руководитель инициативы “Европа без барьеров” Ирина Сушко. – По оценкам миграционной службы, для запуска и апробации этой системы необходимо два-три года. Кроме того, нужны средства – от 400 до 700 миллионов гривен. Возникает вопрос: готово ли государство обойти создание этого реестра, и тогда биометрические паспорта появятся уже в этом году” Возможно, в ранее принятом законе надо отменить статьи, касающиеся реестра, так как это – не требование ЕС, или вообще вернуться к тексту некогда предложенного законопроекта об идентификационных документах.

Напомним, что безвизовый режим будет предоставлен только владельцам биометрических паспортов. “Правительство уже одобрило постановление касательно утверждения примеров таких документов”, – сказал Сушко. На заседании Кабмина Арсений Яценюк даже показал образец паспорта.

“Надеемся, что биометрические документы начнут печатать в ближайшее время. Не знаю, как будет по временным промежуткам, но поверьте, это будет в приоритетном порядке”, – уверяет Перебийнис.

“С биометрическими паспортами у нас нет никаких проблем, – утверждает научный руководитель Института Евроатлантического сотрудничества Сушко. – Просто в течение нескольких лет процесс блокировался конкуренцией коррупционных интересов – кто должен был выполнять этот заказ и кто получал прибыль. Долгое время государство лоббировало интересы одной компании”. “Мы должны искоренить зарабатывание денег на украинцах через продажу “золотых” паспортов”, – отмечал по этому поводу Яценюк.

Первоначально изготовлением биометрических документов должен был заниматься консорциум “ЕДАПС”, однако в 2013-м Кабмин аннулировал результаты соответствующего конкурса. Тогда же было решено, что документы будут изготавливаться только на госпредприятиях, в частности, на полиграфкомбинате “Украина”.

На днях на сайте “ЕДАПСа” появилось письменное обращение трудового коллектива к руководству страны. Мол, они готовы изготавливать биометрические паспорта спустя две недели после принятия чиновниками соответствующего решения. При этом “уровень цен на документы без биометрического носителя останется на нынешнем уровне – 120 гривен, а цена биометрического паспорта с электронной и графической персонализацией составит 144 гривны”.

Тем временем, в Министерстве внутренних дел говорят, что ведомству уже известны коррупционные схемы, связанные с консорциумом, есть также люди, которые, по сведениям министерства, “крышуют” “ЕДАПС”, пытаясь оказать давление на руководство МВД, “проводят “грязную” информационную кампанию”, в том числе касательно и выпуска биометрических документов.

Очевидно, сегодня государство вряд ли планирует пользоваться услугами частной фирмы. Более того, в МВД говорят, что биометрические паспорта уже изготавливаются на государственном предприятии Полиграфкомбинат “Украина”. Ориентировочная их стоимость, по словам премьера Яценюка, будет вдвое дешевле, чем нынешних загранпаспортов (сейчас оформление паспорта для поездок за границу обходится гражданину Украины в 377 гривен 15 копеек).

Виктор Тимощук, заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ, в разговоре с “Главредом” предположил, каким образом можно посчитать, сколько будет стоить новый паспорт: “Полиграфкомбинат “Украина” готов изготавливать сам бланк за 80 гривен. Страница же с данными почти не изменяется, поэтому можно остановиться на этой сумме. К ней прилагается только бесконтактный электронный носитель. Трудно сказать, сколько точно он может стоить, но не думаю, что дороже, чем флешка – 50 гривен. Кроме того, надо платить за персонализацию данных. “ЕДАПС” берет за эту услугу порядка 30 гривен. Возможно, персонализация для биометрических паспортов будет дороже в связи с необходимостью вносить данные об отпечатках пальцев. Но? думаю, в результате можно выйти на цену 200-250 гривен, учитывая все административные расходы”.

Но чтобы биометрические паспорта выпускались для всеобщего использования, должно последовать специальное правительственное постановление, а также установлены сроки. “Возможно, сначала это будет пилотный проект в Киеве, – говорит Александр Сушко. – Первые (документы – ред.) смогут быть выданы летом-осенью этого года. Разумеется, внедряться эта технология будет постепенно. Думаю, в течение года все регионы могут перейти на выдачу новых паспортов”. Пока же украинцам надо запастись терпением и немного подождать.

По примеру Молдовы

Только после того, как Украина отчитается перед ЕС о всей проделанной работе, будет объявлено решение о переходе ко второму этапу. Но это не мешает Киеву уже сегодня параллельно работать над заданиями второй фазы.

По прогнозам экспертов, переход ко второму этапу плана действий по визовой либерализации может произойти не ранее, чем через несколько месяцев, возможно, этим летом.

Как быстро можно будет выполнить второй этап, имплементационный? “В этом вопросе можно основываться на опыте Молдовы – граждане этой страны уже с мая месяца будут ездить в ЕС без виз. Он показывает, что для этого необходимы год-полтора, если правительство этим вопросом будет заниматься серьезно. Надо иметь в виду, что Молдова выполняла первый этап полтора года, а Украина – уже четвертый. Поэтому трудно что-либо предсказать. Но если правительство активно декларирует свое желание действовать быстро, то через два года можно будет говорить о безвизовом режиме”, – отмечает Сушко. К слову, критерии и задания на пути к безвизовому режиму молдаване получили тогда же, когда и Украина.

Стоить напомнить, что переговоры по либерализации безвизового режима между Украиной и ЕС начались еще в октябре 2008 года, а в 2010-м Украина получила план действий по введению безвизового режима для краткосрочных поездок ее граждан в государства-члены ЕС.

Глава МИД Дещица сегодня называет и альтернативу: “Другой вариант, о котором мы говорим с европейскими коллегами, заключается в том, что страны европейского сообщества должны выдавать долгосрочные и многократные визы. Если они будут выдавать визы не на три месяца, а, как минимум, на год, а максимум на пять, то мы снимем этот вопрос в получении виз”.

“Нет, это уже пройденный этап, – не соглашается научный руководитель Института Евроатлантического сотрудничества. – Долгосрочные визы у нас дают на основе соглашения об упрощении выдачи виз некоторым категориям. В прошлом году в соглашение были внесены дополнения. Установлен список из семнадцати категорий граждан, которые имеют право на получение долгосрочных виз. Важно, чтобы консульства ЕС на должном уровне выполняли это соглашение. Смысла дальнейших переговоров на эту тему я не вижу, потому что надо работать над отменой визового режима”.

kuznecov