Политические новости

“Тройка с минусом”: Провалы и достижения Арсения Яценюка

Экономическая десятка. Крупнейшие провалы и достижения премьера в экономической политике Украины по версии VoxUkraine.

Эксперты VoxUkraine оценили успехи дважды премьера Украины Арсения Яценюка в направлениях, которые более всего влияют на экономику Украины. Результат двоякий: Яценюк начал больше важных реформ, чем все его предшественники вместе взятые. Но не сделал и половины того, что от него ожидало постмайданное общество.

Шестнадцатый премьер-министр Украины Арсений Яценюк в воскресенье, 10 апреля, заявил, что уходит в отставку. На этот момент Яценюк возглавлял исполнительную ветвь власти 775 дней. Больше него руководили Кабмином только Юлия Тимошенко, Николай Азаров, Виктор Янукович и Валерий Пустовойтенко.

Впервые парламент проголосовал за Яценюка-премьера сразу после победы Майдана 27 февраля – “за” высказался 371 депутат. (Кстати, больше Яценюка поддерживали только Юлию Тимошенко в 2005 году – за нее проголосовало 373 нардепа.)

Яценюку удалось удержаться на должности премьера после досрочных выборов в ноябре 2014 года. Новая Рада 341 голосом делегировала его руководить правительством.

Премьерство Яценюка пришлось на драматический период в новейшей истории Украины: страна переживала оккупацию Крыма, сепаратистский пожар на юге и востоке, войну на Донбассе, самыйглубокий экономический спад в XXI веке и трехкратную девальвацию национальной валюты. С другой стороны, несмотря на все это, Украина устояла и пережила самые сложные времена. В чем, безусловно, есть и заслуга премьера.

Каким премьер-министром был Арсений Яценюк? Чтобы дать однозначный и объективный ответ на этот вопрос, надо иметь больше информации относительно контекста и условий, в которых Яценюк принимал (или не принимал) решения. Некоторые вещи лучше видятся издалека.

Но VoxUkraine взялся оценить успехи и провалы Яценюка на основе проблем, которые больше всего влияют на экономику Украины, а также находятся в зоне ответственности Кабмина. Результаты оценки неубедительны: 5 провалов против 3 частичных успехов и 2 успехов. Очень похоже на тройку с минусом.

Война на востоке – отдельный вызов как для Кабмина, так и для общества в целом. Как стало известно из записей СНБО, весной 2014 года Украина могла опираться буквально на несколько тысяч военных. За два года, в том числе и благодаря неоценимой помощи гражданского общества, государство возобновило обороноспособность. И хотя в Украине военные действия и армия медийно связываются с президентом, работа правительства не менее важна для функционирования Вооруженных сил.

Справедливости ради нужно отметить, что прежние украинские правительства практически не решали указанные проблемы, а лишь углубляли их: стоит вспомнить допуск на украинский рынок РосУкрЭнерго в 2006-м или поднятие средней пенсии практически до уровня средней зарплаты во времена Азарова, что сделало Пенсионный фонд дефицитным.

Единственная непопулярная реформа, которая была введена до Яценюка, это постепенное повышение пенсионного возраста для женщин (в 2010 году в рамках программы МВФ).

Вывод:

Правительство Яценюка сделало гораздо больше, чем предыдущие правительства, однако значительно меньше, чем от него ожидало общество. В начале первой каденции Яценюк назвал свой Кабмин “правительством камикадзе”, имея в виду, что он будет проводить непопулярные реформы и поэтому терять рейтинг. Однако на самом деле была проведена лишь одна непопулярная реформа – доведение тарифов на энергоносители для населения до рыночного уровня, а рейтинг был потерян, скорее, из-за отсутствия реформ (в частности, борьбы с коррупцией), чем из-за их внедрения.

Авторы – редколлегия VoxUkraine: Елена Белан (Dragon Capital), Владимир Билоткач (Университет Ньюкасла), Том Купе (Киевская школа экономики), Юрий Городниченко (Университет Калифорнии, Беркли), Вероника Мовчан (Университет экономических исследований и политических консультаций), Тимофей Милованов (Университет Питтсбурга), Илона Сологуб (Киевская школа экономики), Александр Талавера (Университет Шеффилда), Александр Жолудь (Международный центр перспективных исследований), Наталья Шаповал (Киевская школа экономики), Елена Низалова (Университет Кента), Алекс Никольско-Ржевский (Университет Лихая)

regional