Политические новости

Почему россиянам сложнее, чем украинцам

Ключ от «украинского вопроса» для России, по-прежнему, находится в самой России.

Жаль, что для того, чтобы сделать попытку диалога интеллигенции Украина – Россия, понадобились аннексия Крыма и появление «зеленых человечков» в восточной части страны. Разве до этого необходимости в поисках взаимопонимания не было? Однако надо признать, что вряд ли, учитывая всю болезненность наших отношений, несколько форумов и тусовок могли бы коренным образом повлиять на ситуацию. Даже на уровне либеральных кругов. Ключ от «украинского вопроса» для России, по-прежнему, находится в самой России. Так же, как ключ от «московской проблемы» нам следует искать в самой Украине. Ничего нового – читайте Шевелева.
 
Мой собственный опыт показывает: есть «красные» линии, которые в основном проходят через исторические темы и которые каждый раз разрушают найденное, казалось бы, взаимопонимание в общении со многими русскими. В частности, по этой причине многие представители украинских экспертов и интеллектуалов конгресс Ходорковского – Луценко проигнорировали, ссылаясь на бесперспективность диалога на этом этапе. И их можно понять.
 
Откровенно говоря, градус и наполнение панели, посвященной СМИ и пропаганде, оставили впечатление непробиваемой стены взаимного непонимания. И одновременно заставили вспомнить, как лет пять назад в газете «День» пытались навести мосты, понять, за что мы с русскими можем друг друга любить. Этот сюжет часто всплывает на страницах издания, но он действительно был очень показательным, и это совершенно точно была попытка предложить диалог. К сожалению, тогда стало очевидно, что либо респонденты нам попались ленивые и немотивированные, или даже прогрессивные круги в России считают, что Украину можно и нужно любить только за мелодичные песни и красивых девушек. Наверное, все-таки лень здесь ни к чему, ведь и большинство сторонников Украины, которые собрались на конгрессе в Киеве, судя по всему, продолжают любить Украину именно в ее хуторянском сельском измерении. Как странную провинцию, «окраину у моря».
 
Парадоксально, но учитывая искреннее восхищение Майданом, не всегда есть понимание его истоков. Ну а самое примечательное – это болезненная реакция на попытку сообщить российским коллегам о том, что Украина для России до сих пор – терра инкогнита .
 
Ну неужели экс-главный редактор «Ленты.ру» серьезно считает, что раздел на сайте с подборкой новостей с Украины может служить подтверждением того, что Украину они все-таки знают?
 
Украина во многом тоже не знает Россию. И лично мне не страшно в этом признаться. Возможно, потому что для нас это признание не столь принципиальное и не затрагивает такие глубинные психологические пласты. Именно те ​, о которых ниже говорит Людмила Алексеева в своем интервью: избавиться имперского инстинкта значительно сложнее , чем приобрести национального самосознания. Но как раз познание Украины как Другого, интерес к украинской точки зрения может дать шанс на освобождение.
 
При этом надо осознавать, что люди, которые приехали на конгресс, являются либеральной частью российского общества. И других либералов в России для Украины нет. Поэтому по-хорошему именно в России нам следовало бы, прежде всего, запускать масштабные информационные кампании об Украине. Но с этим придется подождать до лучших времен.
 
И еще одно. Стоит сказать о том возмущении, которое вызвала у многих украинцев заявление Михаила Ходорковского о том, что Киев может вернуться к лидерству в славянском мире. В том, что от формулировки о «славянском мире» веет тем самым синдромом, не спорю. Но, если Киеву все-таки удастся вернуться к роли объекта, а не субъекта, то мы, даже находясь в объединенной Европе, неизбежно станем центром влияния в бывшем регионе, законодателем и одновременно отдушиной для прогрессивной части российского общества, которая убегает от нового переиздания или Российской империи, то совка. Скорее всего, это неизбежно. Представляется, именно это имел в виду Михаил Ходорковский. И именно поэтому Путин может дойти до Киева.
 
С председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Михайловной Алексеевой нам удалось пообщаться перед конгрессом. Собственно, именно измерение прав человека на сегодня, судя по всему, является перспективной темой в нашем диалоге, который не состоялся. На панели с участием адвоката Ходорковского Вадима Клювгандта, известной российской правозащитницы Светланы Ганнушкиной, некоторых украинских правозащитников и активистов говорилось об очень конкретной теме: как помогать людям в Крыму и на востоке Украины и как могут и должны в этом деле сотрудничать украинские и российские правозащитники.
 
Мария Томак, Центр гражданских свобод

По материалам «День»
regional