Мы настолько привыкли не доверять власти, что откровения боевика Моторолы воспринимаются легче и охотнее, чем официальная позиция нашего государства
Хотя последний год Украина переживает серьезные трансформации, траектории развития общества и тех, кто называет себя политической элитой, сегодня больше напоминают железнодорожные рельсы, скрепленные немногочисленными шпалами. Сумеет ли по ним двигаться государство Украина?
Власть и общество продолжают жить в параллельных реальностях, хотя перед кортежем Порошенко не перекрывают улицу с тем подобострастием, как это делали для кавалькады Януковича. Но это преимущественно внешний антураж, тогда как в самом развитии государства есть очевидная проблема. Если общество в большинстве своем фактически живет по законам военного времени, пусть и в собственном обывательском понимании, то государственная элита продолжает жить по расписанию собственных капризов и ненавязчивых планов. Это не исключает присутствия немногочисленных трудоголиков в системе государственного управления, но в целом власть не убедила своих сограждан, что известное правило «Кому война, а кому – мать родна» сегодня на нее не распространяется. Коммуникация между обитателями политического Олимпа и многомиллионным населением страны осуществляется штрихами, натужно, тогда как в условиях масштабных изменений власти было бы неплохо пояснять каждый свой шаг.
В нашей исторической памяти нет сегмента о войне в условиях демократического, а не тоталитарного общества, в подсознании засели книжки и фильмы о Второй мировой или Великой Отечественной – и пример для подражания из них каждый сам выбирает для себя. Историческая память Украины, которую два диктатора терзали на брудершафт в середине ХХ столетия, не предполагает иных вариантов, как мобилизация общества в случае угрозы независимости, даже если официально не объявлена война. Волонтерское движение спасло Украину от позора и поражения, позволило выиграть время, и памятнику совокупному образу волонтера еще найдется место в пантеоне украинских героев.
Плюрализм общественного мнения сделал Украину крайне уязвимой в условиях гибридной войны, куда больше воздействующей на умы, чем делающей ставку на военные победы. Мы настолько привыкли не доверять власти (и украинской, и ранее – советской), что сегодня откровения боевика Моторолы или заведомо-пасквильного LifeNews воспринимаются легче и охотнее, чем официальная позиция властей страны, гражданами которой мы является. Если вспомнить, что часто чиновники проявляют непреодолимое желание попировать во время общенациональной чумы, то подобное недоверие неудивительно. И никаким Министерством информации эту тенденцию не сломать.
Власти необходимо демонстрировать умение работать над ошибками и отказаться от ощущения собственной непогрешимости как основного аргумента в политической борьбе. За перезагрузку Украины заплатили и продолжают платить своими жизнями и здоровьем простые украинцы. Забыть об этом сегодня – означает подорвать перспективу развития Украины на корню.
Национальная повестка дня не должна быть непрерывным реквиемом по погибшим, но должна отвечать современным условиям. Тем, кто называет себя политической элитой, придется привыкнуть к необходимости жить в режиме «за стеклом», научившись нести политическую ответственность до массовых всплесков недовольства. Иначе на их надпись красной и черной икрой «Жизнь удалась» народ ответит ругательством, выложенным сухими корочками хлеба.
Украине необходима национальная идея, способная объединить всех и заставить работать на результат. Как вариант может рассматриваться евроинтеграция, процесс которой для нашей страны может оказаться важнее результата. Но идея без конкретных дел мертва и неэффективна, а война на Востоке не будет продолжаться вечно. Власти необходимо меняться и менять страну, чтобы сохранить ее шансы на выживание и развитие. Изменяться и пояснять – вот рецепт выживания Украины сегодня.
с