Чем отличается Украина от России? Таким вопросом задавались еще со времен экс-президента Кучмы, который написал книгу об этом, но теперь можно более четко сказать, в чем же отличие. Недавно я пообщался с украинскими парнями и девушками и понял, какое будущее ожидает Украину.
Об этом написал кандидат юридических наук Георгий Зубко.
Они молодые. Их глаза горят. Рассуждают о том, что нужно сделать для страны. В разговорах адекватно оценивают политическую реальность. И самое главное они чувствуют, что у них появилась возможность на что-то влиять.
Согласитесь, общество становится живым тогда, когда в нем что-то происходит, причем не по указке сверху, а именно внутри социальной сообщности. Скажем, люди организовывают стихийный митинг, протестуя против чего-либо. Или наоборот – организуются, чтобы помогать другим.
Это движение можно назвать социальным люфтом, то есть появляется некое пространство, которое есть у граждан, чтобы проявлять свою позицию. Такое пространство сейчас существует у молодых украинцев, а значит порождается чувство исторической ответственности. Можно сказать, это ощущение страны. “Мы понимаем, что мы живем в данном государстве, знаем, то, что мы делаем – влияет на конечные решения глав государства, по крайней мере к голосу народа прислушаются”.
Это создает сопричастность к эпохе. А значит, возникает потребность такое понимание применять практически. Заметьте, сколько сейчас новостей о том, что открываются различные школы по обучению новых, молодых кадров для административной и бизнес вертикали государства. Среди них и студены общественно-политической школы Caps, с которыми я кстати и общался.
Подведя черту – в государстве создаются условия для того, что появились социальные лестницы и те, кто готов участвовать в обустройстве страны. Это сейчас и происходит в Украине – общество созрело к тому, чтобы понемногу осознавать, что в руках есть рычаги воздействия на власть. Как своими требованиями, так и тем, что открыта дверь для проникновения в эту власть и изменения ее изнутри.
А значит, даже не очень успешные нынешние реформаторы во главе с премьером Арсением Яценюком не смогут убить веру в то, что Украина может стать в одной ряду с успешными европейскими странами. Преобразования в стране уже не остановить.
А в России все наоборот. Там нет этого социального люфта, общество попадало в сферу исторического бессилия: делай. не делай, все равно наверху все решат. У молодых людей нет инициативного жара, ответственности за историю страны, они живут в угаре псевдопатриотического бреда о русском мире. Не видят себя в обустройстве державы и тем более, не понимают, как могут повлияет на государство. В России до сих пор актуальны слова Мандельштама с его знаменитыми строчками о сталинских годах: “Мы живем под собою, не чуя страны”.
Жить в России значит висеть над пропастью, не зная, когда ты сорвешься. Эта страна символ узаконенного государственного произвола.
Конечно, в Украине еще много проблем. Коррупция, влияние бюрократии, старые элиты. Неповоротливость власти. Но у нас есть почва для системных перемен снизу.
За последний год произошел большой сдвиг в публичном пространстве – теперь сказать, что мы будем жить, как раньше – подобно политическому самоубийству. И когда окончится война, а она рано или поздно закончится, станет еще понятнее, что хорошее будущее Украины уже заложено картинкой внутри наших граждан.
Осталось только эту картинку перенести в реальность.