Для Кремля закрылось иллюзорное окно возможностей, которое для себя нарисовали кремлевские стратеги с избранием Трампа.
Им казалось, что Трамп, получил пост президента с их помощью (значительная она или нет – вопрос другой, но след Кремля есть), во-первых. Во-вторых, им казалось, что если на человека есть компромат, по московской традиции (что подтверждено американскими спецслужбами), то этот человек будет настроен более прокремлевски и промосковски. А значит – с ним можно будет решить проблему по смягчению санкций и вообще выстроить какую-то новую конструкцию в российско-американских отношениях, пишет на Обозревателе российский политолог Дмитрий Орешкин.
Но сейчас мы видим, что этот хитрый план провалился. Вместо выигрышей пока наблюдаем проигрыши для Кремля и его вмешательство приносит, скорее негативные последствия, чем позитивные. Даже если бы Трамп хотел улучшить отношения с Москвой, теперь он этого не может сделать, так как это будет воспринято, как попытка отдать долги, и как следствия коррупционных связей между командой Трампа и Москвой. Потепление ожидать не приходиться.
В связи с этим кремлевская политическая элита, которая в ожидании улучшений с Америкой старалась не спугнуть удачу и вела себя аккуратно, сейчас уже от этой необходимости избавлена. Иллюзии исчезли, надеяться не на что, окно возможностей закрывается, соответственно ограничения с себя можно снимать. Более того можно демонстрировать обиду всему окружающему миру. А обида действительно есть. Был хитрый план, он провалился, и как всегда не по вине тех, кто его затевал, а по вине кого-то другого. Значит надо как-то на это отвечать.
После того, как эти надежды на новую конфигурацию нового миропорядка рухнули, от кремлевской команды можно ожидать весьма жестких действий. Терять нечего. Если раньше были надежды, что чего-то можно добиться вот таким соблюдением международных нормативов, то сейчас таких надежд нет. Они оказались иллюзиями. На этом фоне признание паспортов – очень аккуратный шаг. Могло бы быть и хуже. Например, перейти в наступление. Хотя для этого требуется несколько дней подготовки, переброска войск, техники и так далее, и это все-таки несопоставимо с ожидаемыми издержками.
Я по-прежнему думаю, что возобновление военных действий на повестке дня не стоит. Еще один цикл санкций, международной изоляции. Вряд ли это будет устраивать московскую или кремлевскую верхушку. А вот сделать такой аккуратный демонстративно-жесткий и в тоже время необратимый шаг, как признание паспортов – это вполне можно.
Конечно, это такой странный шаг, потому что Россией непризнанные ни “ЛНР”, ни “ДНР”, а их паспорта признаны. Это дипломатический нонсенс. Такого не может быть, чтобы государство рассматривало паспорта какого-то территориального образования, непризнанного, а его документы как-то имеют официальный статус. Вот эта половинчатость как раз типична для Путина. Этого достаточно, чтобы во-первых, зафиксировать жесткость своей позиции, во-вторых, показать, что Путин с “ДНР”, “ЛНР” продолжает политику защиты “русского мира”, и в-третьих, не брать на себя ключевых обязанностей, связанных с официальным признанием самих республик. Эта промежуточность очень важна.
Ее можно интерпретировать как нарушение Минских договоренностей. А собственно почему? С точки зрения Путина – никаких нарушений не произошло. Просто конкретным людям позволены конкретные права. Это возможность въезжать в Россию, работать там. Ну, признали их паспорта, но граница все равно остается. Никакого включения в российскую территорию нет, очередного прямого повода для новых санкций тоже нет. Но в тоже время есть очередной пропагандистский шаг, направленный на переживающее разочарование сторонников патриотического курса Путина.
В тоже время он не накладывает на Россию материальных обязательств в поддержки “ЛДНР”. Они не включают их в свою территорию, наоборот они по-прежнему оставляют их в промежуточном состоянии между Россией и Украиной в статусе непризнанной территории.
И кстати что такого-то? Значительная часть Приднестровья с российскими паспортами. Точно также российские паспорта выдавались жителям Абхазии и Южной Осетии. Могли также решить и в ситуации с “ЛДНР”, но поскольку там уже выданы какие-то паспорта, решили просто их признать. Поэтому я остаюсь при своем прогнозе: на военные действия Путина пока не хватает и он не может себе позволить рассорится со всем окружающим миром. А вот на такие демонстративные шаги, которые ничего не дают – пойти можно.
Так что я бы не переоценивал это событие. Да, это демонстративный шаг и посыл патриотической общественности, что Путин не слил Донбасс. Хотя на самом деле он его слил. Денег на поддержку Донбасса у него нет.
В любой момент он может отработать свой ход назад. Если у него спросят, то он ответит: “И что? Это же не дипломатический акт, это акт гуманности по отношению к населению, которое попало в трудную ситуацию”.