Политические новости

Как Европа хочет использовать Лукашенко в конфликте с Россией

До 31 октября Европейский союз намерен принять решение о приостановлении санкций в отношении Беларуси. По сообщению некоторых СМИ, это будет касаться части белорусских компаний и 171 из 175 физических лиц.

В России считают, что таким образом ЕС хочет не только наладить отношения с Александром Лукашенко, но и настроить его против РФ. По мнению экспертов, Беларусь не против сближения с Евросоюзом, однако серьезных шагов в этом направлении не сделает, поскольку опасается ответной реакции Кремля.

Информация о том, что Европейский союз намерен снять санкции в отношении Беларуси, появилась еще 12 октября, после заседания Совета министров иностранных дел стран-членов ЕС. Соответствующее заявление сделал по итогам этой встречи госсекретарь Франции по европейским делам Арлем Дезир. По его словам, официально это решение должно быть оформлено до 31 октября — именно тогда истекает срок действия предыдущего решения Совета ЕС о санкциях в отношении Беларуси. При этом господин Дезир подчеркнул, что для начала ограничительные меры снимут сроком на 4 месяца, а в случае необходимости они будут немедленно возобновлены.

Согласно информации СМИ, снятие санкций будет касаться части белорусских компаний и 171 из 175 физических лиц. Таким образом, эти люди смогут путешествовать в страны ЕС, а их счета будут разморожены. При этом часть компаний, которые сейчас находятся под санкциями, получат право на финансирование со стороны Европейского инвестиционного банка.

Символично, что решение Европейского союза о приостановлении санкций в отношении Беларуси было принято после президентских выборов в стране 11 октября, по итогам которых победил действующий глава государства Александр Лукашенко. Таким образом, он будет президентом уже пятый срок подряд, что не очень соответствует представлениям европейцев о демократичности. Следует напомнить, что санкции ЕС в отношении Беларуси были введены после президентских выборов 2010 года, в ходе которых власти устроили разгром оппозиции и многих активистов посадили в тюрьму.

Такое противоречивое, на первый взгляд, решение ЕС, как заявил “Апострофу” белорусский политический обозреватель и аналитик Александр Фядута, прямого отношения к личности Александра Лукашенко не имеет, а связано с процедурой, по которой его избрали. “В Евросоюзе просто сочли, что в этом году процедура была в значительной степени либерализована”, — пояснил он. Тем не менее, по его словам, повода говорить о том, что прошедшие выборы были демократическими, также нет.

Интересы сошлись

В целом, считает белорусский политолог, кандидат исторических наук Валерий Карбалевич, у Европейского союза было две причины для приостановки ограничительных мер: формальная и геополитическая. “В августе 2015 года в Беларуси освободили политических заключенных, задержанных в 2010 году, что соответствовало требованию ЕС. Это стало формальным основанием для отмены санкций. В более широком контексте на отношение Запада к Беларуси очень сильно повлиял украинский кризис: Беларусь заняла позицию нейтралитета по отношению к российско-украинскому конфликту и предложила себя в роли модератора урегулирования вопроса. Минск продемонстрировал желание улучшить отношения с Западом. При этом Запад, с тем, чтобы попытаться вытащить Беларусь из геополитического поля России, решил делать осторожные движения навстречу”, — подчеркнул эксперт.

Более того, считает белорусский журналист Севярын Квяткоуски, сейчас официальный Минск сам заинтересован в сближении с ЕС, поскольку Россия уже не может в достаточной степени оказывать финансовую поддержку Беларуси. “Во многом “белорусское экономическое чудо” держалось на дотациях РФ. Сейчас в России деньги закончились, и их, скорее всего, не будет в ближайшей перспективе. Поэтому Минску нужно искать выход из ситуации”, — сказал он “Апострофу”. По его словам, в Евросоюзе также заинтересованы в сближении с Беларусью, поскольку хотят видеть у своей границы стабильное нейтральное государство, а не “Мордор” с ракетами.

В России, тем временем, новость о приостановлении санкций ЕС в отношении Беларуси восприняли настороженно. Глава международного комитета Госдумы России Алексей Пушков, к примеру, заявил, что, снимая санкции с Минска, Брюссель хочет не только наладить двусторонние отношения, но и настроить Александра Лукашенко против РФ. По мнению Пушкова, в Евросоюзе пришли к выводу, что в условиях, когда Лукашенко раз за разом выигрывает выборы, а в стране фактически нет оппозиции, глупо игнорировать лидера, уверенно руководящего своей страной. “А раз так, то надо попытаться его противопоставить Москве и таким образом ослабить влияние России”, — сказал Алексей Пушков в эфире радиостанции “Вести ФМ”.

Следует отметить, что сейчас между Москвой и Минском сложились довольно напряженные отношения, особенно ввиду желания Кремля разместить на территории Беларуси авиабазу. Впрочем, как заявил “Апострофу” директор Института политических исследований “Палітычныя сфера” Андрей Казакевич, в ближайшей перспективе радикальных изменений во внутренней и внешней политике Беларуси ожидать не стоит. “В условиях очевидного конфликта между Западом и Россией белорусским властям важно занимать среднюю позицию, пытаясь удержать баланс и не переходить красную черту, которая может вызвать жесткую реакцию со стороны Москвы. А по поводу авиабазы Минск будет как можно больше затягивать с окончательным ответом. Не исключено, что со временем от этой идеи откажется и сама Москва”, — подчеркнул он.

Беларуси пророчат роль буферной зоны

Вместе с тем, в условиях войны на Донбассе и значительно ухудшившихся отношений между Украиной и Россией Беларусь, которая до недавнего времени игнорировалась Европейским союзом, стала выполнять роль связующего звена между Брюсселем и Москвой. То есть Минск, фактически, перебирает на себя функции, которые ранее выполнял Киев. Об этом свидетельствует не только посредническая роль Александра Лукашенко в урегулировании украинско-российского конфликта, но и ряд других факторов.

В августе президент Беларуси заявил о готовности предоставить российскому “Газпрому” возможность транспортировать больше газа через территорию страны. Экспорт продуктов питания из Европейского союза в РФ сейчас поступает в основном через Беларусь. При этом “авиавойна” Киева и Москвы также сыграла на руку Минску. Белорусские авиакомпании увеличивают количество транзитных рейсов в связи с обоюдными запретами на полеты со стороны Украины и России. “Понятное дело, что белорусское руководство пытается воспользоваться всеми возможностями, которые возникают. Это касается и авиасообщения, и поставок продуктов, попавших под санкции, и попыток перехватить оборонные заказы, которые ранее РФ адресовала Украине”, — отметил Валерий Карбалевич.

Тем не менее, говорить о том, что Беларусь может стать “новой Украиной” для Европейского союза и впоследствии заявить о каких-либо евроинтеграционных желаниях, сейчас не стоит, соглашаются эксперты. “Белорусскими властями никогда не ставился вопрос членства или ассоциации с ЕС. Особенно это не предвидится сейчас, когда страна участвует в процессе Евразийской интеграции”, — отметил Андрей Казакевич. По его словам, не заинтересован в этом и сам Европейский союз, которому Минск нужен в качестве более-менее нейтральной буферной зоны с РФ. Таким образом, снятие Европейским союзом санкций с Беларуси является попыткой нормализовать отношения с руководством страны, которое пошло на компромисс, отпустив политических заключенных. Скорее всего, в сложившейся ситуации нужно говорить не столько о том, что Европейский союз хочет переманить Лукашенко на свою сторону, сколько о том, что в ЕС просто пытаются не допустить дестабилизации в еще одной стране на востоке Европы, считает Александр Фядута.

“Получается, что в сложившейся ситуации Беларусь может стать шлюзом возможностей для России. Своеобразным переговорщиком и транзитером с Евросоюзом. Полностью повернуться к Европе у Минска не получится ввиду сильной зависимости от Москвы. А также потому, что такой возможный курс несет прямую угрозу безопасности РФ. Поэтому Кремль посредством разных форм давления и шантажа будет и впредь держать Беларусь в сфере своего влияния. По крайней мере, в ближайшее время, а впоследствии — непонятно, какое будущее ждет саму Россию”, — подытожил Севярын Квяткоуски.

По материалам Апостроф
innika