Вечером 26 января сеть взорвала новость о том, что российская полиция перекрыла примыкающую к Кремлю Красную площадь, а неподалеку замечена, по крайней мере, одна карета "скорой помощи".
В украинском сегменте интернета моментально возникли предположения, что пациентом медиков является президент России Владимир Путин. Впрочем, очередные уже слухи о болезни, а тем более смерти лидера РФ, не оправдались. Скорее всего, это вызвало разочарование у многих граждан Украины. Причины, по которым украинцы не любят российского президента, вполне понятны. Однако многие факторы указывают на то, что уход Путина с политической арены отнюдь не означает быстрого завершения войны. Наоборот, он может стать толчком для развертывания куда более масштабного военного конфликта между Украиной и Российской Федерацией.
Во вторник вечером российское издание “Ведомости” сообщило, что полиция перекрыла доступ на примыкающую к Кремлю Красную площадь, а всех находившихся на ней людей препроводила за пределы объекта. Необходимость ограничительных мер один из сотрудников полиции пояснил “проведением спецмероприятия”, а второй — “техническими причинами”. Также в окрестностях Красной площади была замечена, по крайней мере, одна карета “скорой помощи”.
В интернете заговорили, что пациентом врачей может быть президент России Владимир Путин, у которого, якобы, инфаркт. Впрочем, на следующий день информация о болезни, а тем более о смерти Путина не подтвердилась, что, наверняка, разочаровало многих граждан Украины. Причины, по которым украинцы не любят российского президента, вполне понятны. Именно Путин, как верховный главнокомандующий ВС РФ, санкционировал военную интервенцию на территорию Украины, которая началась с аннексии Крыма и продолжилась кровопролитной войной на Донбассе. Впрочем, уход Путина с политической арены в результате его тяжелой болезни, смерти либо “дворцового переворота” отнюдь не гарантирует нашего избавления от объятий “старшего брата”. Напротив, он может послужить толчком для развертывания широкомасштабного конфликта между Украиной и РФ, который будет проходить с применением танков, авиации, ракетного вооружения и может привести к оккупации значительной части нашей страны.
Если посмотреть на политику Путина в отношении Украины, начиная с марта 2014 года, то можно заметить, что, несмотря на кажущуюся монолитность российского общественного мнения (по последним данным “Левада-Центра”, деятельностью президента России довольны 82% граждан РФ, а несколько месяцев назад цифры были еще выше), Владимир Путин балансировал между двумя группами влияния в Кремле. Условно эти группы можно назвать “партией войны” и “партией мира”. Лидер РФ не пренебрегал и общественным мнением. Мотивы этих действий в интервью “Апострофу” пояснил российский журналист и публицист Александр Невзоров: “У Путина есть четкая задача — уберечь Россию от распада… Когда выяснилось, что можно кого-нибудь разбомбить — то стало понятно, что именно это скрепляет и очень воодушевляет”.
Российское общество враждебно восприняло Революцию достоинства на Майдане. “Партия войны” взяла верх, и Владимир Путин санкционировал операцию по аннексии Крыма, которая была обеспечена подразделениями Сил специальных операций ГРУ Генштаба РФ. В условиях управленческого вакуума, возникшего после бегства президента Виктора Януковича в конце февраля — начале марта 2014 года, российская сторона могла оккупировать как минимум половину Украины. Сил для этого было достаточно. Напомним, что 11 марта 2014 года тогдашний министр обороны Игорь Тенюх оценил численность российской группировки у границ Украины в 220 тыс. военнослужащих и 1800 танков. Украина на тот момент была готова выставить против этой лавины всего 6 тыс. более или менее подготовленных солдат Сухопутных войск. Однако широкомасштабное вторжение не состоялось, а Путин ограничился лишь Крымом.Стало понятно, что “партия войны” не просчитала всех последствий вторжения в Украину, поэтому в дальнейшем российский руководитель действовал так, будто старался усидеть на двух стульях. Он не признал результаты “референдумов” в так называемых ДНР и ЛНР, не ввел войска на Донбасс для того, чтобы помочь засевшим в Славянске террористам Игоря Гиркина (Стрелкова). Он признал легитимность избрания Петра Порошенко президентом Украины (хотя с и.о. главы государства Александром Турчиновым не желал даже разговаривать); с его участием подписывались оба варианта Минских соглашений, предполагающие прекращение огня и перемирие. Одновременно российская артиллерия безнаказанно обстреливала украинские бригады, стремящиеся перекрыть границу, через которую на Донбасс нескончаемым потоком поставлялось оружие и шли наемники. И, наконец, в августе 2014 года регулярные части армии РФ пересекли границу Украины (этого также не могло произойти без приказа верховного главнокомандующего) и обеспечили разгром украинской группировки под Иловайском. Это спасло ДНР и ЛНР от катастрофы, но главным образом это спасло реноме Владимира Путина, которому могли бы и не простить уничтожение “ополчения”. В то же время анонсируемая ранее “Новороссия” в составе 8 областей Украины не состоялась.
Сейчас под грузом санкций и упавших цен на нефть Владимир Путин ищет выход из украинской ловушки, желательно без потери лица. Энергия “партии войны” переведена на Сирию. Туда же российский лидер пытается перевести внимание мирового сообщества, чтобы отвлечь его от “украинского вопроса”. Тем временем, из России в адрес Украины звучат призывы к примирению. Складывается впечатление, что побеждает “партия мира”. Но “партия войны” и почти 90% российских граждан, одобривших вторжение в Крым, никуда не исчезли. Если Путин потеряет власть, а это может произойти, например, в результате “дворцового переворота” (организованного теми же “ястребами” или “голубями” для свержения самого президента РФ), то система противовесов может разрушиться.
Что будет, если победят “ястребы”
Недавно группа “Информационное сопротивление” (ИС) опубликовала аналитический доклад о том, возможна ли новая фаза конфликта на Донбассе. По мнению аналитиков ИС, на сегодняшний день “имеются все предпосылки для возобновления боевых действий в Украине”. Они лежат в политической, идеологической и экономической плоскостях. Мотивом к продолжению конфликта может послужить, например, снижение цен на нефть и постепенная потеря Россией позиций на нефтегазовом рынке. В этом случае РФ вынуждена будет искать выход в формировании собственного экономического пространства: “Только так РФ сможет сохранить свою неконкурентную, но жизненно необходимую нефтегазодобычу”.
Аналитики ИС считают, что для реанимации российской экономики нужен захват Украины и, очевидно, Молдовы. “Речь идет о развернутой военной операции с сохранением производственного потенциала этих стран… Поэтому наиболее вероятный сценарий решения донецкого конфликта — вторжение российских войск на территорию Украины”, — говорится в докладе группы.
В пользу того, что Россия пока ищет политический вариант решения конфликта (пусть и на выгодных для себя условиях), говорит недавний визит в Киев Бориса Грызлова. Он является человеком Путина и назначен полномочным представителем России в Трёхсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе. Однако в окружении президента РФ достаточно и “ястребов”. К примеру, это руководители силовых структур, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, объявленный в Украине персоной нон грата, а также советник Путина Сергей Глазьев, который еще в 2014 году заявил, что Россия должна непременно нанести удар по украинской армии, чтобы “не дать ей окрепнуть”. Для этого Глазьев предлагал создать над Украиной “бесполетную зону”: “… Достаточно использовать тот же механизм подавления военной техники, примененный теми же американцами в Ливии, которые сначала закрыли небо, затем с воздуха расстреляли бронетехнику, артиллерию, авиацию и, таким образом, сделали тот режим, с которым они воевали, небоеспособным…”.
Напомним также, что в июне прошлого года народный депутат Антон Геращенко опубликовал планы возможного вторжения российской армии на территорию Украины. На захват левобережья по плану Генштаба РФ отводилось всего 15 суток. Если эти документы являются подлинными, то само их существование говорит о том, что Россия вынашивает агрессивные планы против Украины. Не исключено, что существуют и другие сценарии вторжения, которые могут быть реализованы, если кремлевские “ястребы” возьмут власть. Ставка Украины на военную помощь Запада может не оправдаться, ведь США и ЕС уже продемонстрировали, что не намерены воздействовать на Россию военными методами.
Возможная победа “голубей”
Существует общее мнение, что в таком случае война быстро закончится, Россия выведет войска с Донбасса, безо всяких оговорок передаст контроль над границей украинской стороне и начнет процедуру возврата Крыма. Но вот с Крымом может получиться неувязка. Не все “друзья Украины” в РФ готовы с извинениями вернуть полуостров. Так, в 2014 году известный российский оппозиционер Алексей Навальный в интервью радио “Эхо Москвы” сообщил, что не будет возвращать Крым Украине, если станет президентом России: “Крым — это что, бутерброд с колбасой, чтобы его туда-сюда возвращать?”. Оппозиционер признал, что полуостров был захвачен “с вопиющим нарушением всех международных норм, но в настоящее время является частью России, останется ею и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины”.
Позицию Навального поддержал еще один российский оппозиционер — Михаил Ходорковский. Он также заявил, что не станет отдавать Крым, если его выберут президентом России. Позже он, правда, от своих слов попытался отойти.
Как видим, гипотетический приход к власти российских либералов и демократов совершенно не гарантирует Украине восстановление суверенитета над всеми потерянными регионами.
Третья сила
Может получиться, что власть в Кремле захватят не “голуби” или “ястребы”, а некая “третья сила”. В этом случае возможны различные варианты развития событий: от гражданской войны в России (тоже не самый благоприятный для Украины вариант, при котором соседствующая с нами ядерная держава превращается в громадную зону нестабильности) до прихода к власти в Кремле различных маргинальных групп. Последнее также может закончиться попыткой вторжения.
Такие группы уже начали собираться. К примеру, в минувший понедельник под председательством Игоря Гиркина состоялось учредительное совещание по созданию так называемого “комитета 25 января”. На совещании присутствовали бывший лидер запрещенной в РФ Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, редактор сайта “Спутник и погром” Егор Просвирнин, основатель незарегистрированной Национально-демократической партии Константин Крылов, писатель-футуролог и политический деятель Максим Калашников, а также блогер el-murid (Анатолий Несмиян).
После завершения собрания известный своими антиукраинскими взглядами Максим Калашников написал в своем livejournal, что “положение РФ скатывается к системному краху”, а ситуация “сильно напоминает канун Майдана в Украине”. По его словам, к этому выводу пришли все участники встречи. “Мы, будучи разных политических взглядов, красные, белые и представители более новых политических взглядов, оказались едины в том, что нам нужно сохранить страну и не допустить ее распада (как в 1991 году). А в дальнейшем — вести политику на воссоединение русского народа в одном государстве. При этом русские для нас — это триединство великороссов, малороссов-украинцев и белорусов (как до 1917 года)”, — написал Калашников.
Анатолий Несмиян, в свою очередь, отметил, что подобные структуры создаются в России повсеместно: “Я, к примеру, таким же образом участвую в практически такой же структуре, которая формируется вокруг Центра Сулакшина. Там ровно та же история — есть очень серьезные теоретические и научные разработки самого Центра, которые, на мой взгляд, вполне исчерпывающе отвечают на вопрос “Что делать?” (причем, что важно, — в понятной технологической последовательности) в случае, когда нынешний режим схлопнется. Участие в такой структуре вполне логично — не с американцами же или с Ходорковским, или с Медведевым-Грефом строить новую страну”.
Какова будет политика нового государства, хорошо видно из высказывания того же Калашникова: “Мы должны будем сами выдвинуть правительство национального спасения. Наше дело – не Сирия. Наше дело – РФ, “Новороссия” и Приднестровье”.
Таким образом, в случае внезапного ухода Путина из власти, быстрое восстановление Украины в границах 2013 года — всего лишь один из возможных вариантов развития событий. Не менее вероятным является переход российской армии в широкомасштабное наступление для того, чтобы раз и навсегда разрешить “украинский вопрос”. Может случиться так, что и победа “партии мира” не устроит Украину, а гипотетический приход к власти в Кремле маргиналов и националистов также грозит нам войной. Поэтому “принуждение” Путина к миру политическими либо экономическими методами (раз уж с военными пока не складывается) хорошо бы закончить до того, как в России начнется какой-нибудь Майдан.