Экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев вчера полчаса общался с президентом РФ Владимиром Путиным.
Встреча, однако, не состоялась: Джемилев и Путин разговаривали по телефону, пишет Независимая газета. Источники, близкие к Меджлису, сообщили, что Джемилев попросил вывести из Крыма вооруженных людей и технику. «Он (президент РФ) сказал, что решения по тем вопросам, которые я затронул – соблюдение территориальной целостности Украины, – будут приниматься в зависимости от итогов референдума 16 марта», – рассказал журналистам Джемилев.
Крымские татары намерены бойкотировать референдум, в ходе которого крымчанам зададут два вопроса: «1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ? 2. Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»
Не признали татары и последующие решения Верховного Совета автономии, которыми еще до проведения референдума закреплялся статус Крыма как будущей части РФ. «Анализ постановления свидетельствует не только о его юридической ничтожности, но и о вопиющем пренебрежении правами и интересами жителей Крыма. Так, пунктом 1 практически объявляется о «вхождении Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ», а следующим пунктом указывается, что референдум по этому вопросу состоится 16 марта 2014 года», – сказано в заявлении Меджлиса.
Новая власть в Симферополе попыталась найти общий язык с крымскими татарами, которые объявили о намерении бойкотировать референдум. Сразу же после принятия на этой неделе декларации о государственном суверенитете Крыма и Севастополя Верховный Совет Крыма проголосовал за постановление «О гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество». В соответствии с документом, правительство Сергея Аксенова предложило крымским татарам 20% мест в органах власти, включая министерские должности, обещано предоставить официальный статус Курултаю и Меджлису, закрепить официальный статус за крымско-татарским языком, а также реализовать спецпрограммы финансирования.
Ранее помощь в обустройстве крымским татарам предложили несколько делегаций из Татарстана под руководством главы Всемирного конгресса татар Рината Закирова, муфтия республики Камиля Самигуллина, а также президента Татарстана Рустама Минниханова. Крымские татары, не отказываясь от диалога с делегациями из России, обратились к президентам Азербайджана, Казахстана и Турции с просьбой о гарантиях безопасности. Особую остроту ситуации придает тот факт, что через два месяца крымские татары будут отмечать 70-летие со дня депортации.
Анкара откликнулась на призыв, признав Крым неотъемлемой частью Украины. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре с президентом РФ подчеркнул, что права крымских татар должны быть защищены в той же степени, что и права русскоязычного населения. В то же время Джемилев сообщил СМИ о своем разговоре с главой МИД Турции Ахметом Давутоглу: «Если крымские татары будут подвергаться опасности, Турция будет первой страной, которая придет на помощь». Украинские эксперты отмечают, что на позицию Анкары влияют акции, которые татарская диаспора проводит накануне выборов в местные органы власти в Турции.
На таком фоне Джемилеву поступило предложение приехать в Москву. К моменту сдачи номера в печать итоги встречи с Владимиром Путиным не были известны. Но еще накануне визита экс-глава Меджлиса сообщил украинским СМИ, в чем он видит смысл встречи с президентом РФ: «Главное условие – чтобы с нашей территории вывели российские войска. А дальше можем уже обо всем говорить. Я считаю, что ни декларации, ни постановления о крымских татарах не имеют юридической силы, поскольку Верховный Совет Крыма нелегитимен. Потому что он поступил как сепаратистская структура».
Действующий руководитель Меджлиса Рефат Чубаров с иронией отметил, что все вдруг полюбили крымских татар, поскольку они превратились в фактор, влияющий на ситуацию в Крыму. «Нам надо и дальше действовать по совести. Это наша земля. У нас никто не спрашивал, когда разрабатывали какие-то планы. Мы будем бойкотировать референдум. Хотя знаем, что его результат предрешен», – сказал он.
Завкафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета имени Вернадского, экс-зампредставителя президента Украины в АРК Владимир Казарин сказал, что на позицию крымских татар влияет тот факт, что Россия ранее не принимала никакого участия в обустройстве крымских татар на исторической родине.
Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос констатирует, что, по иронии судьбы, преференции крымским татарам сейчас предлагают те же люди в Симферополе, которые в течение 20 лет выступали против таких преференций. «Меджлис четко заявил: подачки не принимает, в щедрые обещания под дулами автоматов не верит, референдум не признает и будет бойкотировать», – сказал эксперт. По мнению Семиволоса, будущее Крыма должно решаться международным сообществом: «Надо исходить из того, что крымские татары являются коренным народом, и только они имеют право на самоопределение. Возможно, стоит подумать о создании национально-культурной автономии в составе Украины». Эксперт отметил, что этот вопрос сейчас не актуален, поскольку в Крыму может начаться открытый межнациональный конфликт.
Меджлис призывает крымских татар не поддаваться на провокации. Однако Мустафа Джемилев признал, что в Крыму есть группы исламистов, готовых к джихаду, и контролировать их невозможно. Летом прошлого года российские СМИ обратили внимание на то, как усилилась на полуострове исламистская партия «Хизб ут-Тахрир», представители которой провели несколько больших митингов в Симферополе. Лидеры партии заявили, что не собираются ни с кем воевать. Самая громкая акция партии была посвящена годовщине разрушения халифата. Инициаторы митинга объявили, что не собираются восстанавливать древние устои на территории Крыма, но участники акции заявляли: «Возрождение халифата является нашей обязанностью и ответственностью перед Аллахом».
Украинские эксперты в тот момент сочли митинги безобидными, а их участников сравнили с современными украинскими коммунистами, провозглашающими лозунги о возрождении СССР, в которые сами не верят. Сейчас эксперты смотрят на ситуацию иначе. Крымский аналитик Вадим Мурзаев в статье для издания «Хвиля» отметил, что юго-восточные области Украины, Крым и далее Приднестровье образуют границы западной части Крымского ханства (без Приазовья и Кубани).
В Киеве ранее обратили внимание на этот регион, назвав его «поясом безопасности», в котором заинтересована Россия на границах со странами НАТО. Об этом недавно заявил на Первом национальном канале экс-премьер-министр, экс-секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Евгений Марчук: «России нужен пояс безопасности на стыке со странами НАТО в зоне Черного моря. В Абхазии и Грузии они сделали зону базирования, сейчас закрепляются в Крыму, а следующим будет Приднестровье. И не зря в решении Совета Федерации России речь идет о введении войск не в Крым, а в Украину. Это значит, что военным разрешено проводить эту операцию от Чернигова до Ялты, от Ужгорода до Луганска».
О том, что Молдова учитывает возможность такого сценария, свидетельствует обнародованное вчера решение премьер-министра республики Юрие Лянкэ посетить Киев с рабочим визитом на следующей неделе. Об этом сообщило агентство УНН. Ранее Лянкэ заявил: «События в регионе создают новые проблемы, прямые и косвенные угрозы для Молдовы».
Однако аналитик Вадим Мурзаев не исключил, что этими планами могут воспользоваться другие силы. «С XVI века существует легенда, превращенная позже в пророчество, что если османы падут и потеряют титул халифа, то это знамя должны подхватить крымские ханы из рода Гиреев. В исторической литературе указывается, что на этот счет даже был заключен особый договор», – написал он, не исключив, что эта идея из сказки превратится в быль, если прозвучит заветное слово «халифат». В Крым потянутся исламские радикалы со всего мира, предположил он.
Эксперт по крымским вопросам Андрей Демартыно сказал, что сейчас крымские татары оказались держателями «золотой акции» в вопросе стабильности в Крыму: «Во многом от позиции 300 тыс. крымских татар будет зависеть, станет ли автономия вторым Косово или вариантом Приднестровья. Возможности реализации варианта, при котором автономия превратится в спокойно функционирующий и развивающийся субъект Российской Федерации, тают с каждым днем». По его мнению, основные международные игроки даже при желании спустить крымскую ситуацию на тормозах, не смогут этого сделать.
Эксперт отметил: «Сейчас крымским татарам предлагают некий вариант политико-экономической взятки. Даже не за действие, а скорее за бездействие в вопросе проведения референдума о вхождении Крыма в состав России. Однако реализация данных обещаний возможна только при условии интеграции в сферу российских интересов сопредельных территорий областей Юга и Востока Украины. В противном случае – в силу географического положения и высокой степени взаимосвязи с материковой частью Украины – автономию ожидает медленная и неизбежная экономическая деградация». Тогда политика пряника в отношении крымских татар может смениться политикой кнута, и, по словам Демартыно, коренной народ Крыма может отреагировать на это по примеру Балкан.