За пять месяцев существования последних Минских договоренностей боевики не выполнили ни одного из их условий.
21 июля в Минске состоялось очередное заседание рабочих подгрупп и Трехсторонней контактной группы по Донбассу. Чтобы подтолкнуть стороны переговоров к конструктивным результатам, участие в них принял председатель ОБСЕ Ивица Дачич. По его словам, контактная группа достигла согласия по отводу танков и вооружения менее 100 мм от линии соприкосновения. Достичь убедительных результатов относительно проведения местных выборов не удалось. Дачич отметил, что для этого может потребоваться отдельное соглашение.
Итак, очередная встреча точку не ставит. На это и не было особых надежд. Ведь какими бы исчерпывающими ни были предыдущие Минские договоренности, они не работают.
Прошло почти полгода со дня заключения вторых Минских соглашений в формате нормандской четверки. 11-12 февраля этого года на саммите в столице Беларуси собрались лидеры Украины, Германии, Франции и России, к которым на заключительном этапе переговоров присоединилась спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини. Подготовленный четверкой текст договоренностей подписала Трехсторонняя контактная группа из представителей Украины, России и боевиков из самопровозглашенных республик.
Через несколько месяцев представители “нормандской четверки” несколько раз констатировали, что соглашения нарушены, но в Минске продолжают встречаться рабочие подгруппы по различным вопросам, которые должны урегулировать ситуацию на оккупированных территориях. Кроме того, уже возникла необходимость в очередном заседании нормандской четверки.
Еспресо.TV вспомнил условия февральских договоренностей и оценил степень их выполнения Украиной, “ДНР” и “ЛНР”.
Прекращение огня
Условия: С полуночи 15 февраля должно было состояться полное прекращение огня с обеих сторон фронта.
Украина: Петр Порошенко отдал приказ Вооруженным силам о прекращении огня ровно в 00.00 15 февраля. Он также отметил, что, “получив удар по одной щеке, мы не будем подставлять другую”. Итак, армия получила право стрелять в ответ на огонь со стороны боевиков.
Боевики: Сразу после объявления режима тишин, террористы начали обстрел Дебальцево, пытаясь создать “котел” для украинских военных. Несмотря на заявления террористов о том, что именно ВСУ начали стрелять первыми, обстрелы со стороны боевиков 15 февраля зафиксировала мониторинговая миссия ОБСЕ.
Количество убитых силовиков в зоне АТО трудно оценить точно. Но по данным на январь 2015, оно составляло около 1400 погибших. По состоянию на июнь количество погибших составило более 1700 человек. Итак, за период “прекращения огня” боевики убили более 300 военных.
Отвод тяжелых вооружений и иностранных войск
Условия: До конца февраля отвод ракетных систем залпового огня “Торнадо-С”, “Ураган”, Смерч “и тактических ракетных систем” Точка “на 140 км. Отвод ракетных систем залпового огня на 70 км, артиллерийских систем калибром 100 мм и более – на 50 км. Для украинских военных отвод должен был состояться от фактической линии соприкосновения. Для боевиков – от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентябре 2014 года. Под наблюдением ОБСЕ территорию Украины должны были покинуть все иностранные военные формирования и наемники.
Украина: Взаимодействие украинского войска с иностранными формированиями касается только проведения совместных учений. Последние из них Saber Guardian / Rapid Trident-2015 сейчас происходят на Яворивском полигоне во Львовской области.
Боевики: Обстрелы подконтрольных Украине территорий в первые же часы после “перемирия” указывают на отсутствие отвода ими тяжелого вооружения. Также сразу после Минских договоренностей террористы отвоевали Дебальцевский плацдарм. Российские военные не покинули Донбасс, а Россия продолжает поставлять оружие. Примеров участия иностранцев в войне немало. Одним из самых ярких стал захват в плен российских спецназовцев под Счастьем в мае.
Обмен пленными и амнистия
Условия: Для участников событий, которые произошли в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, отдельным законом должны быть обеспечены помилования и амнистия. На пятый день после отвода вооружений должен был состояться обмен пленными по принципу “всех на всех”.
Украина: 10 июля состоялся последний обмен пленными по формуле “10 на 10”. Власть не называет точное количество пленных военных. Определить его невозможно потому, что контакт с террористами по этому вопросу крайне сложно установить. “Надеемся, что их более 300, потому что есть сведения о пропавших, которых мы тоже ищем. Это не только военнослужащие, среди этих ребят есть и гражданские лица, которых около 60 человек”, – сообщил в мае переговорщик Центра содействия освобождению заложников при СБУ Юрий Тандит.
Боевики: Как указывает представитель Администрации президента Украины по вопросам АТО, все попытки Украины провести обмен бесполезны. Украинская сторона инициирует обмен, в том числе и массовый, но террористы не идут на встречу. В свою очередь в российских СМИ они бредят о том, что их пленных в Украине пытают и “вырезают у них на спинах свастики”, как рассказал представитель так называемого Минобороны “ДНР” Эдуард Басурин.
Конституционная реформа, выборы и особый статус Донбасса
Условия: Проведение до конца 2015 года конституционной реформы с целью децентрализации с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Принятие законодательства об особом статусе Донбасса (отсутствие наказания и дискриминации боевиков, право на языковое самоопределение, участие органов самоуправления в назначении прокуроров и судей, социально-экономическая поддержка оккупированных Донбасса, создание народной милиции и т.д.). Определить территории, на которые должно распространяться действие закона о временном порядке местного самоуправления и начать готовиться к местным выборам.
Украина: В марте вступил в силу закон “Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”. Он, в частности, отмечает, что выборы на оккупированных территориях должны состояться согласно украинскому законодательству и при участии международных наблюдателей. Президент разработал и представил на рассмотрение Раде законопроект об изменениях в Конституцию в части децентрализации. В переходных положениях предложенной редакции Основного закона указано, что особенности местного самоуправления в некоторых районах Луганской и Донецкой областей регулируются отдельным законом. Местные выборы назначены на 2015 год. Парламент отправил законопроект на рассмотрение в Конституционный суд. Парламент также принял законопроект о местных выборах, которые должны состояться 25 октября 2015. Проведение их на оккупированной территории народные избранники считают невозможным, поскольку террористы не прекратили огонь, и оккупированную территорию не оставили иностранные военные формирования.
Боевики: Обвинив Киев в нарушении договоренностей, ведь внесение изменений в Конституцию и принятие закона о местных выборах происходят без участия самопровозглашенных республик, террористы решили самостоятельно провести местные выборы на оккупированных территориях. В “ДНР” их “назначили” на 18 октября, в “ЛНР” – на 1 ноября.
Контроль за границей
Условия: При условии проведения конституционной реформы при согласовании с Трехсторонним контактной группой, до конца 2015 года Украиной должен быть восстановлен контроль над государственной границей в зоне конфликта.
Украина: Государство не может установить контроль над 400 км границы с Россией.
Боевики: Постоянно осуществляют обстрелы украинских пограничников. В июле террористы активизировали атаки на блокпосты “Березовое”, “Майорское”, “Марьинка”.