Политические новости

Роль бездарности в истории. Виктору Федоровичу исполняется 66 лет

9 июля 1950 года в рабочем поселке Жуковка близ Енакиево родился мальчик Витя, которому была уготована яркая и неординарная судьба. Очередной день рождения он встречает на чужбине, и соотечественники думают о нем все меньше, но забывать беглого Януковича не стоит.

Слишком уж показателен его пример, ломающий привычные стереотипы.

В традиционном представлении историю делают Личности, мечтающие о великих деяниях: герои, революционеры, идеологи, реформаторы, фанатики, завоеватели. Ленины со Сталиными, Бандеры с Шухевичами, Гавелы с Валенсами, Хусейны с бен Ладенами или, на худой конец, Путины.

Однако в реальной жизни случается по-другому. Примитивный индивид, преследующий узкокорыстные цели и не помышляющий о чем-то большем, тоже способен творить историю. Сделанное им может выйти далеко за пределы его понимания.

Так произошло и с Виктором Януковичем, чей кругозор ограничивался Межигорьем, Семьей и золотым батоном.

Историческая роль экс-президента остается не до конца понятой и оцененной. Во всяком случае, ностальгируют по Януковичу те, кто должен его проклинать. А проклинают Януковича те, кто многим ему обязан.

Мещане, симпатизирующие Виктору Федоровичу, вспоминают доллар по восемь и жизнь без войны. Но в действительности это ностальгия не по Януковичу, а по старой Украине – мирной, аморфной, расслабленной, прозябавшей на обочине истории и потому комфортной для обывателя.

Страна была такой и при Кучме, и при Ющенко. Она худо-бедно держалась на компромиссах, сдержках, противовесах, многовекторности и отсутствии резких шагов.

Вечно так продолжаться не могло, система постепенно разлагалась, нерешенные проблемы накапливались, но тем не менее казалось, что в привычном формате Украина протянет еще долгие годы. А потом все это принялся разрушать человек по имени Виктор Янукович – из-за собственной жадности и недальновидности.

Четвертый президент уничтожил политическое равновесие, бросив в тюрьму главного конкурента. Расстроил олигархический консенсус, сосредоточив финансовые потоки в руках Семьи. Покончил с традиционной многовекторностью, демонстративно отказавшись от евроинтеграции и кинувшись в московские объятья. Наконец, нарушил неписаный общественный договор, выпустив против мирных митингующих “Беркут” с дубинками.

Именно он стал могильщиком привычной Украины, а Майдан и Путин лишь завершили начатое им. Так что обыватель, тоскующий по тихой и размеренной жизни, должен в первую очередь винить Януковича.

Напротив, пассионарии, которым экс-президент ненавистен, парадоксальным образом оказались у Януковича в долгу. У них не было перспектив в старой Украине, расплачивавшейся за мир бесконечным топтанием на месте.

Система, построенная на оппортунизме, ненасилии и балансе интересов, блокировала любые перемены. Она не позволяла даже провести декоммунизацию – не говоря уже о чем-то более серьезном. Для рывка в будущее эту систему требовалось сломать, что и было сделано одиозным Виктором Федоровичем.

Если пользоваться суворовской терминологией, он выступил в роли ледокола, разрушившего старое и расчистившего путь новому. Причем будь Янукович чуть адекватнее, умнее, дипломатичнее – и, по всей вероятности, ничего подобного не произошло бы.

Это сейчас Украина ассоциируется с баррикадами и балаклавами. Но каких-нибудь три года назад наше общество считалась ужасно пассивным.

Налоговый и языковой майданы закончились ничем. Отечественные властители дум подчеркивали, что только мирный протест может быть эффективным. Немногочисленные радикалы объявлялись провокаторами. Даже после начала Евромайдана от Януковича ждали уступок, большинство протестующих были готовы к компромиссу, и происходящее укладывалось в логику старой Украины.

Фактически он был свергнут лишь потому, что по недомыслию шел на обострение конфликта.

О том, что у Януковича были все возможности успокоить Майдан, говорилось не раз. Но есть и другой, более принципиальный момент. Действуя тихой сапой, Янукович мог продолжать тащить Украину в орбиту Кремля и вовсе не спровоцировать массовых протестов.

Если бы разворот в сторону Москвы не был таким грубым, если бы ему не предшествовала бурная имитация евроинтеграции, если бы общество не почувствовало себя обманутым, униженным, втоптанным в грязь – скорее всего, в этом случае Украина проглотила бы пророссийский дрейф Банковой. Как тремя годами ранее проглотила печально известные Харьковские соглашения.

Хотя история не знает сослагательного наклонения, все же попробуем представить альтернативную Украину 2016 года.

Благоразумный, соблюдавший меру, не сажавший конкурентов Янукович заработал достаточно денег, спокойно ушел на пенсию и справляет 66-летие в любимом Межигорье. На Банковой сидит очередной ставленник олигархата. Россия – главный стратегический партнер и фактический хозяин Украины. Евроинтеграция формально не снята с повестки дня, но ограничивается словесными декларациями.

Крым, Донбасс и памятник Ленину на Бессарабке остаются на привычных местах. Экономика стагнирует, обыватель потихоньку беднеет, но избавлен от тягот войны. Пассионарии безуспешно ищут выход из болота. Мирные акции протеста проходят регулярно и ничего не меняют. Страна по-прежнему пребывает на задворках исторического процесса…

Кому-то такой сценарий покажется кошмарным, кому-то – наоборот, привлекательным. Но в любом случае он демонстрирует, насколько весомой бывает роль бездарности в истории.

В принципе, уберечь систему от взрыва было не так сложно. Тот же Порошенко, будучи типичным представителем старого истеблишмента, вполне мог справиться с этой задачей.

Хотя критики нынешнего президента утверждают, что он “ничем не лучше Януковича”, это несправедливо. Разумеется, в личностном плане Петр Алексеевич лучше: адекватнее, умнее, дипломатичнее. Окажись он на Банковой в 2010-м, этих качеств хватило бы, чтобы не наломать дров и сохранить привычную Украину – мирную, компромиссную, бесхребетную и тихо разлагающуюся.

Проблема в том, что нынешней правящей элите пришлось действовать не вместо, а после Виктора Федоровича. Тот уже сыграл свою историческую роль, и старая реальность бесповоротно уничтожена.

А чтобы преуспеть в новых реалиях, от украинского руководства требуется нечто большее, чем просто быть лучше Януковича.

Михаил Дубинянский, для УП

vlad