Есть такая расхожая история – сравнивать эмоции в России и Украине, находить в них сходства и на этом основании делать вывод о том, что "все одинаковые". Если вы не знали, как выглядит инфантилизм, то вот он перед вами, пишет Павел Казарин.
С формальной стороны – да, эмоции по обе стороны границы нередко похожи. И там, и там люди вчитываются в новости соседней страны, подмечают неблагоприятные тенденции и злорадно комментируют. В одних лентах – дешевеющая нефть и дефицит бюджета, а в других – рост госдолга и промедление с реформами. Но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия.
И главное различие звучит очень просто: зависит ли судьба одной страны от судьбы другой?
Потому что будущее Украины и правда зависит от того, что будет происходить с Россией. Вся история нынешней войны родилась из решения Кремля ответить на Майдан вводом войск в Крым. Того самого решения, вслед за которым последовала история гибридной войны на Донбассе. И нет ничего удивительного в том, что украинцы внимательно следят за новостями, которые касаются будущего российской экономики. И в этом подходе не только эмоции, но и инструментальность: чем дешевле стоит нефть, чем выше дефицит российского бюджета, чем больше у России внутренних противоречий – тем меньше у Кремля остается ресурсов на продолжение агрессии.
Аннексия полуострова, гастроли Игоря Стрелкова, пленение Надежды Савченко, сбитый “боинг”, военторг, непризнанные республики и все остальное стало итогом тех решений, которые принимались в Москве. Если бы нефть росла в цене, то вряд ли бы Кремль пытался хоть сколько-либо сдерживать себя в своих амбициях. И нет ничего удивительного в том внимании, с которым Украина следит за котировками цен на углеводороды.
А вот внимание России к украинским новостям сложно объяснить рационально. Потому что российское будущее от масштабов украинских проблем никак не зависит. Даже если пофантазировать, что Киев свалится в тотальный политический кризис – это, в лучшем случае, может ослабить готовность запада поддерживать Украину. Но никакие события в Украине не изменят цену на нефть. Что бы ни происходило в Киеве – это не помирит Москву с Анкарой. Любые новости из Украины не способны вытащить Россию из того замкнутого круга нелогичных политических решений, которыми Кремль загоняет страну в тупик.
Злорадно вчитываться в новости о “негораздах” в Украине для российского обывателя имеет смысл лишь в том случае, если главный его мотив – это эмоции
Злорадно вчитываться в новости о “негораздах” в Украине для российского обывателя имеет смысл лишь в том случае, если главный его мотив – это эмоции. Если он хочет танковых бросков до Киева, ограниченных воинских контингентов и прочих военно-политических скелетов из советского шкафа. Но даже если Москве удастся осуществить свою мечту о превращении соседней страны в прежнюю серую буферную зону, отделяющую Россию от запада – это никак не изменит российскую реальность и то будущее, которое ей сулит экономическая коньюнктура.
Потому что будущее Украины зависит от российских новостей. А будущее России от украинских новостей не зависит никак.