Сейчас, после 18 сентября, совершенно очевидно, что внутри России нет отдельной от власти силы для осуществления каких-то позитивных изменений.
Все оппозиционные лидеры понимают, что хоть вместе, хоть поврозь они не могут набрать такой силы, чтобы власть к ним прислушалась или чтобы власть предержащие этой властью с ними поделились.
Власть ведет себя ровно так, как и должна себя вести власть, уверенная в своей силе и безнаказанности: нагло, без оглядки на все писанные и неписанные законы, с полной уверенностью, что ей все сойдет с рук.
Таким образом, перемены к лучшему в России возможны только лишь либо сверху, изнутри самой власти, когда некоторые более-менее дальновидные ее представители поймут, что существующий экономико-политический тренд ведет страну к катастрофе и затеют какой-то вариант “перестройки-2”.
Либо извне страны: в результате массированного давления со стороны ее т.н. “геополитических противников” в духе старого доброго старикашки Рейгана: эмбарго по всему периметру, гонка вооружений, пропагандистская истерия, “империя зла” и т.д. А в конце – политически связанные кредиты на поддержание штанов.
Либо как сочетание двух этих факторов.
Так или иначе, но нынешняя оппозиция в эти перемены может внести вклад, вряд ли превышающий тот вклад в горбачевскую перестройку, который внесли правозащитники а-ля Сахаров-Боннэр-Ковалев-Алексеева. То есть никакого.
Ну разве что выступить “символом несгибаемости и стойкости”. И то – вряд ли это получится у, например, Явлинского и Касьянова. Возможно – у Ходорковского и Навального.
И (я уверен) что нынешние лидеры оппозиции это понимают. И поэтому не спешать объединяться. Какой смысл в консолидации и наступлении на горло собственному эго, если от этого толку – ноль? Хоть вместе, хоть поврозь вся их мощь – это тридцать тысяч москвичей, которые регулярно выходят на митинги по их призыву. И фсе…
Пассионарный всплеск 2011-20012 года давно позади. И, как известно, после революции 1905 года наступили годы реакции и столыпинских галстуков. И не будь рокового решения о вступлении в войну с Германией, глядишь бы и 1917 года – не было. Во всяком случае Ленин еще в 1916 году считал, что он до революции не доживет…
Таким образом, даже из приведенного мною примера видно, что вклад власти (царя) в крах Империи был намного больше, чем вклад всех вместе взятых оппозиционеров. От кадетов до большевиков. И без царя-идиота вся эта шантрапа (Милюков-Набоков-Спиридонова-Чернов-Дан-Мартов-Ленин-Троцкий и т.д.) – ничего бы не смогла сделать с тысячетелтней монархией.
Ходорковский, кстати, это понял уже давно и прямо сформулировал, что он в большей степени занят разработкой сценария про то как все организовать после того как нынешняя власть рухнет. А на вопрос: как же она рухнет, если ничего не делать? Он отвечает с фирменной улыбочкой: уж как-нибудь, да рухнет. Она сама об этом позаботится лучше нас с тобой…
И вот я тоже сейчас думаю: а как же все будет после того, как эта власть рухнет? И я вижу повторение сценария 1917-1921 г.г. и 1991 – 1999 г.г. То есть вся оппозиция, оказавшись вдруг в одночасье у власти или в шаге от нее, вцепится друг другу в горло и будет грызть друг дружку как грызлись большевики и меньшевики, эсэры и анархисты. И даже внутри большевиков – Троцкий и Сталин…
Или что-то посвежее: Ельцин с Руцким и Хасбулатовым, Явлинский с Чубайсом и Гайдаром, Березовский с Гусинским и т.д.
И мне кажется то, что сейчас идет активная внутривидовая борьба между оппозиционными вождями – это хорошо. Пусть сейчас перегрызут друг друга. Пусть останутся только один-два. И когда власть сама упадет к ним в руки, у них больше времени будет на констуктивную работу. И не надо будет отвлекаться на расстрел Белого Дома или на маленькую/большую гражданскую войну…
Трахайте друг друга, господа оппозиционеры. Пусть выживет сильнейший. Вот его мы и поддежим, когда настанет заря свободы. Нам вас столько не надо. Вот уж дяденьки, разменявшие седьмой десяток, нам точно не нужны. А чо, я сурьезно!