Президент России Владимир Путин повторяет ошибки советских вождей.
В эпоху Брежнева, Советский Союз нарастил добычу нефти и повысил расходы на оборону, устроив гонку вооружений с США. В эпоху Горбачева, СССР столкнулся с падением цен на нефть, продовольственным и финансовым кризисом. Попытка реформ привела к развалу страны. Западные санкции, снижение цен на нефть привели к затяжному экономическому спаду в России: снижению зарплат и росту инфляции, которых не видели со времен кризиса 1998 года. Ограниченные военные кампании в Сирии и на востоке Украины еще позволяют правительству РФ сохранять свою популярность. Но борьба со внутренними и внешними проблемами уже становятся для Путина невыполнимой задачей, отмечают в частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.
В течение 16 лет своего пребывания у власти, Владимир Путин, по российским меркам, оставался центристом. Его нельзя было отнести ни к либералам, ни к “ястребам”. Но в последующие годы эта центристская позиция больше не будет эффективной. Различные, полярные по своим взглядам, силы в Кремле, призывают российского лидера изменить свою тактику, говорится в новом отчете частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor
Как правило, высокопоставленные чиновники и советники не критикуют Путина и не требуют капитального ремонта государственной системы. Но ситуация в России становится настолько нестабильной, что даже кремлевская элита выражает озабоченность. Можно, к примеру, вспомнить разговор между Путиным и его ближайшим соратником, бывшими министром финансов РФ Алекссем Кудриным, который призвал сделать выбор между “геополитическими амбициями” и экономическим ростом.
Впрочем, экономическая политика не является единственной причиной для опасений в Кремле. В середине апреля глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, написал большую статью, в которой признал, что Россия в военном отношении плохо подготовлена к новой войне. Эти заявления вызвали бурю среди российских политиков и чиновников, многие из которых призывали Путина к более агрессивной политике в сфере безопасности. В Кремле даже предлагали упразднить все финансово-экономические связи России с Западом и покончить с использованием иностранных валют и кредитов.
Несмотря на то, что экономическая рецессия является главной проблемой для России, как показывают опросы “Левада-центр”, 75% населения РФ считают, что правительству не стоит идти на уступки по украинскому вопросу, хотя это могло бы ослабить западные санкции. Тем не менее, спрос на экономические изменения в России растет: количество протестов по экономическим соображениям, в прошлом году в стране увеличилось на 40%.
Подобные проблемы российские лидеры уже проходили. Когда в 1964 году Леонид Брежнев пришел к власти, экономика СССР сорвалась в штопор. Но Брежнев сделал ставку на добычу нефти. С 1960 до 1980 года СССР в четыре раза увеличил добычу нефти – до 12 млн баррелей в день. Уровень жизни советских граждан вырос соразмерно. Кроме того, на 40% выросли расходы на оборону, составив в конце-концов 15% от ВВП. Когда в 1982 году Брежнев ушел из жизни, гонка вооружений с США достигла очень опасных масштабов.
После смерти еще двух генсеков, Коммунистическую партию Советского Союза возглавил относительно молодой, 54-летний Михаил Горбачев. Сначала он не очень хотел менять привычную систему. Однако СССР столкнулся с серьезными вызовами: мировым падением цен на нефть, тремя подряд неурожаями, ставшие причиной продовольственного кризиса, с войной в Афганистане и аварией на Чернобыльской АЭС. Националистические и прозападные движения в Польше и Чехословакии угрожали стабильности советского блока, а отношения с Соединенными Штатами были напряженнее, чем обычно. Горбачев начал видеть глубокие трещины в системе. Он публично осудил своих предшественников, вывел войска из Афганистана, сократил армию и военные расходы. Он начал диалог с президентом США Рональдом Рейганом о сокращении ядерных вооружений, положив начало оттепели с Западом. А затеяв перестройку и гласность, Горбачев начал глубокие политические и социальные реформы. Результат, впрочем, оказался не таким, как ожидалось – Советский Союз рухнул.
Сейчас Путин попал в ту же ловушку. Россия уязвима к внутренним и внешним ударам. Уже сейчас россияне ощущают тяжесть рецессии. Но увеличение социальных расходов для борьбы с ее последствиями заберет деньги для других областей. Для смягчения социальных волнений Кремль проводит военные кампании за рубежом. Но демонстрация Россией своей военной мощи приводит к ухудшению отношений с Западом и ограничению иностранных инвестиций в стране. Это, в свою очередь углубляет рецессию и задерживает крупные проекты, в частности, в нефтяном секторе. Результатом может стать снижение добычи нефти. Именно поэтому сторонники либеральной реформы выступают за сворачивание иностранных военных кампаний в Сирии и Украине и налаживание отношений с Западом, чтобы привлечь в Россию новые инвестиции.
С другой стороны, поскольку НАТО строит на границах России, Москве необходимо укреплять свою армию не только для предотвращения военных посягательств, но и для повышения поддержки внутри страны. Это приводит к другой насущной проблеме – российская армия отчаянно нуждается в модернизации, и если Кремль не будет вкладывать в это средства, то в долгосрочной перспективе она будет отставать по своему развитию от армий вероятных противников. Но, возникает вопрос, за какие деньги Кремль будет развивать свои вооруженные силы – за счет социальных расходов или инвестиций в энергетику? Таким образом для Путина, ослабление социальной напряженности внутри страны и борьба с нарастающими внешними проблемами уже является невыполнимой задачей. Необходимость планировать будущее становится для России все более актуальной, чем когда-либо.