Политические новости

Власть Украины не поняла главного: о роскоши и миллионах в e-декларациях

Процесс электронного декларирования собственности и финансовых состояний украинских госслужащих подходит к концу

Обществу еще предстоит пережить последствия этого “аттракциона невиданной щедрости”, однако первые выводы можно сделать уже сегодня. Украинцы неожиданно узнали, что и разоблачение политиков в качестве журналиста, и общественная активность, да и, собственно, занятие политикой могут оказаться чрезвычайно прибыльными вещами. Некоторые парламентарии, пришедшие под купол Верховной Рады, почувствовали себя некомфортно, узнав, сколько наличных хранится у ряда их коллег из категории “чистых” политиков. Попытки объяснять имущество действиями Святого Николая или “шутка на триллион гривен” свидетельствуют об уровне правового самосознания их авторов. Кстати, имущественные различия между представителями власти и оппозиции зачастую невелики, что несколько смущает.

Те, кто называет себя “политической элитой”, не способны видеть дальше собственного носа. В противном случае, они бы и придумали более правдоподобные версии появления собственных накоплений, и не пытались бы с настойчивостью, достойной лучшего применения, торпедировать процесс электронного декларирования. К сожалению, политический класс до сих пор пребывает в полной уверенности, что он умнее и лучше своих сограждан-избирателей. Иначе трудно объяснить, почему некоторые политики являются, исходя из их деклараций, наследниками миллиардеров, хотя на поверку у них совсем другие родословные. Астрономические суммы наличными, которые задекларировали многие парламентарии и сотрудники исполнительной власти — диагноз и состоянию банковской системы Украины, и инвестиционному климату в нашей стране. Действительно, закон не обязывает держать накопления в финансовых учреждениях, однако есть и фактор моральной ответственности. Что характерно — уже добрых два года, как изменить ситуацию были призваны те, кто называет себя представителями “партий Майдана”. Однако процесс накопления собственных богатств стал куда более захватывающим и перспективным, чем изменения в стране. Это свидетельствует о незрелости многих, опасно многих для страны украинских политиков. Те, кто должен выстраивать траекторию развития Украины, серьезно ограничили свое пространство для маневра путем повышения собственного благосостояния.

Они продемонстрировали, что материальные ценности куда важнее, чем интересы государства и перспективы его развития. Представители власти так и не поняли главного: формула “Власть порождает ответственность” не только актуальна для Украины, она должна стать одним из краеугольных камней процесса государственного строительства. Для общества, уже добрых два с половиной года живущего в состоянии постоянного кризиса, электронные декларации сильных мира сего — потрясение, однако не самое большое. Другой вопрос — какие выводы сделают декларанты из допущенных ими ошибок, готовы ли они качественно изменить свои модели поведения. Хочу подчеркнуть: повышения минимальной зарплаты до 3200 гривен с 1 января 2017 года и отказа от повышения вдвое зарплаты парламентариев — недостаточно, нужны качественные изменения в государственной политике и способности вести диалог с согражданами.

Пока же есть ощущение, что пропасть недоверия между обществом и властью углубилась еще больше. Более зрелое гражданское общество, вероятно, нашло бы способ провести ротацию обладателей внушительных сумм “зеленью” и коллекций дорогих часов. Но в украинских условиях, к сожалению, куда вероятнее проведение парада амбиций антикоррупционеров и колебания общественных настроений между пренебрежением и стремлением смести властную верхушку, не отражающую настроений миллионов украинцев.

kuznecov