Греция до сих пор не дала никаких цифр о текущем положении дел в стране. Афины играют в рискованную игру c ЕC — стратегия «все или ничего» может выйти боком, считает Барбара Везель
Что же в итоге из этого выйдет? Греческое правительство провалило и второй раунд переговоров с Еврогруппой в Брюсселе, поскольку она не пожелали пойти на поводу у Афин. Даже опытные европейские посредники разочарованы: дело даже не дошло до обсуждения содержательной стороны вопроса. Министр финансов Греции Янис Варуфакис до сих пор не представил ни одного документа с цифрами, данными и пожеланиями Афин. Варуфакис заявил, что если его европейские коллеги хотят познакомиться с его точкой зрения, то они могут заглянуть в газету The New York Times. В дополнение министр сделал еще пару устных разъяснений — на этом все. Причем после окончания переговоров он сразу же объявил, что прилагаются все усилия для нахождения компромисса, который может быть достигнут уже через два дня.
Варуфакис не считается со своими коллегами
Видно греческий министр финансов не знает, что такое совесть: так обращаться со своими коллегами просто нельзя, причем в особенности, если хочется получить от них деньги. Очень маловероятно, что Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) со товарищами позволят новичку водить себя за нос.
Еще до этой потерпевшей неудачу встречи общее настроение было далеко не на высоте, некоторые говорили об отсутствии доверия к обещаниям греков. И попытка столкнуть лбами Еврокомиссию и Еврогруппу нисколько не помогла изменить это отношение. На сегодня кредит доверия в отношении Афин исчерпан. Быть может, Варуфакис ищет новую работу в качестве колумниста в одном из международных изданий?
Иначе зачем он публикует пожелания своей страны получить временное неограниченное финансирование сначала в американской прессе, а затем представляет их в Брюсселе в качестве единственной основы для переговоров? Может быть, он надеялся, что представители правительства США вновь вмешаются и станут призывать европейцев к компромиссу? Подобная стратегия никуда не ведет. Или Варуфакис хочет пополнить госказну за счет американцев? Ну, что ж, пожелаем ему удачи.
Афины снова в центре скандала
Если антикризисный менеджмент правительства Ципраса можно назвать дилетантским и безответственным, то его инструменты пропаганды работают превосходно — здесь трудятся профессионалы. С помощью высказываний, полных противоречий, и многочисленных ложных утверждений делается попытка привлечь на свою сторону новых сторонников: утверждается, будто Греция задыхается от долгового бремени — при этом выплаты по долговым обязательствам должны начаться только в 2022 году.
Процентные ставки по кредитам называются чрезмерно высокими — в то время как они также пока заморожены и остаются довольно низкими. Указывается, что «тройка» кредиторов (ЕС, ЕЦБ, МВФ) несет ответственность за бедственное положение греческих пенсионеров — на самом деле ответственность полностью лежит на правительстве в Афинах, которое могло бы найти другой способ оптимизации бюджета.
Но главным виновником страданий греков и козлом отпущения объявляется Германия — с прямыми сравнениями с нацистским режимом и прочим мусором из политической помойки. Однако немецкий министр финансов Шойбле больше не одинок — теперь его коллеги из балтийских стран или даже из Ирландии или Испании, которые также столкнулись с долговым кризисом, настроены особенно бескомпромиссно по отношению к требованиям греческого правительства.
Афины требуют — ни больше, ни меньше — временного (при этом конкретных дат не называется) финансирования собственного бюджета силами всей еврозоны. Просто так, без каких либо условий — соглашений о порядке погашения кредитов или других гарантий. Можно, конечно, о подобном помечтать, но все же не стоит терять связь с реальностью и входить в раж от собственной предвыборной риторики.
Министры финансов стран-членов еврозоны, напротив, настаивают на том, что существующие договоренности должны соблюдаться, по крайней мере, в общих чертах. И что когда одно из правительств нуждается в помощи, то всегда можно найти какое-то решение — так было до сих пор. Однако до столь конкретных разговоров дело не дошло — Афины заявили о «неприемлемости» даже того факта, что об этом нужно разговаривать. Греки верны девизу: все или ничего.
Кто еще боится выхода Греции из зоны евро?
И что же будет дальше? Возможно, в пятницу, 20 февраля, состоятся очередные переговоры — но только в том случае, если греки вежливо об этом попросят и представят конкретные предложения о выходе из сложившейся ситуации. Похоже, что, играя в смертельную русскую рулетку с будущим своей страны, они все еще убеждены, что Еврогруппа смертельно боится выхода Греции из зоны евро и, в конце концов, будет согласна на любые условия.
Тут они ошибаются — у некоторых уже сейчас перевешивает раздражение в отношении греческой политики. И откуда у правительства Ципраса берется уверенность, что Европейский центробанк будет и дальше экстренными кредитами гарантировать ликвидность финансовых институтов, пока сами греки выводят свои деньги из страны?
На самом деле банкротство Греции становится все более осязаемым. Пока не ясно, случится ли так, что в последнюю минуту Афины пойдут навстречу или же как камикадзе бросятся в самое пекло. Главный вопрос на сегодня: когда же греки осознают, в какие игры играет их собственное правительство?