Для борющейся с российской агрессией Украины смена власти в Польше будет иметь серьезные последствия.
Об этом написал Адриан Каратницкий, старший научный сотрудник Атлантического совета и содиректор фонда UJE (Ukrainian Jewish Encounter), президент Freedom House в 1994-2004 годах.
Польша избрала новым президентом Анджея Дуду, представителя консервативной (и иногда популистской) партии Право и справедливость. Он займет пост 6 августа. Почти наверняка по результатам выборов в конце октября в Польше сформируется правительство, в котором ПиС будет играть доминирующую роль, а возможно, станет главным партнером в коалиции.
Гражданская платформа, с которой в последние десять лет общались украинские лидеры, вероятнее всего, проиграет – ее позиции пошатнули скандалы, поведение, расцененное многими как недостойное, и тот факт, что Дональда Туска на посту премьера сменила блеклая и невыразительная Эва Копач.
Пять последних июльских соцопросов в среднем дают ПиС 37%, правящей Гражданской платформе – 24%, еще 13%, по прогнозам, отойдут к новосформированной политической силе рокера Павла Кукиза.
На кампанию остается еще три месяца, но, похоже, срок правления Гражданской платформы, руководившей Польшей целое десятилетие, подходит к концу. Тем более, Кукиз уже заявил о готовности своей партии сотрудничать или даже войти в коалицию с Правом и справедливостью, но не с Гражданской платформой.
Украинским лидерам, привыкшим к отношениям с Гражданской платформой, пора приготовиться к общению с новым руководством Польши и углублению связей с польскими консерваторами.
Для борющейся с российской агрессией Украины смена власти в Польше будет иметь серьезные последствия. При бывшем министре иностранных дел Радославе Сикорски Польша была самым влиятельным голосом в поддержку Украины в ЕС.
Очевидно, что в вопросе отношения к России ПиС является решительно антипутинской партией. Лидер партии Качиньский уверен, что гибель его брата-близнеца, покойного президента Леха Качиньского и других польских лидеров в авиакатастрофе в апреле 2010 была намеренно спланирована Россией.
Тем не менее, антипатия, которую новые польские лидеры испытывают к Путину и его режиму, не обязательно означает мягкие отношения между Украиной и президентом Дудой или будущим правительством, возглавляемым ПиС.
Одним из серьезных препятствий будет недавно принятый Украиной закон, признавший ОУН и УПА организациями, боровшимися за освобождение Украины.
Для поляков эта героизация выглядит безосновательной, так как поляки и значительная часть избирателей, поддерживающих ПиС, помнят хищничество УПА-Север, ответственной за убийство от 60 до 100 тысяч польских мужчин-гражданских в возрасте от 15 до 60 на Волыни и в Восточной Галичине в 1943 году.
Есть и другие причины, по которым политические изменения в Польше на первом этапе могут быть невыгодными Украине, особенно что касается ЕС. Брюссель, вероятнее всего, посчитает, что консерваторы из ПиС идут не в ногу с господствующим в Европе светским либерализмом. Также по их имиджу ударят прошлый популизм и евроскептицизм.
Со временем это, вероятно, изменится. Многое указывает на то, что лидер партии Ярослав Качиньский намерен отойти от присущего ему в прошлом популизма и построить современную консервативную партию.
В его правительство, скорее всего, войдут рыночно-ориентированные сторонники идеи фискальной ответственности. Среди предполагаемых лидеров называют Матеуша Моравецкого, главу третьего по величине польского банка Bank Zachodni. Моравецкому прочат должность следующего вице-премьера и министра финансов.
Но даже прагматики наподобие Моравецкого, который наряду со своим отцом, легендарным польским оппозиционером Корнелем Моравецким участвовал в движении сопротивления, повалившем коммунистический режим, с трудом воспринимают последний киевский тренд героизации ОУН-УПА.
В июне я говорил во Вроцлаве с обоими Моравецкими, которых знаю много лет. Они всегда были ярыми союзниками Украины и решительно выступали за ее независимость в 80-х годах. Тем не менее, обоих расстраивают украинские правые радикалы, в последнее время пестреющие в заголовках, и героизация националистических движений 30-40 годов.
Но в отношении Польши Украина может найти золотую середину. Эта золотая середина должна быть основана на объективном научном изучении исторических данных и признании, что если не УПА в целом, то как минимум отдельные ее отряды виновны в преступлениях, классифицируемых как геноцид. Честное изучение исторических данных также показало бы, что некоторые лидеры ОУН-УПА были не согласны с действиями УПА-Север и ее печально известного руководителя Клима Савура.
Если украинские лидеры смогут успешно пройти опасные мели резко противоположного исторического восприятия ОУН-УПА украинцами и поляками, это позволит им укрепить свои отношения с Польшей – союзником, который останется надежным партнером Украины, пока та борется с российской агрессией, а также оккупацией Крыма и Донбасса.