Кадровые решения президента РФ Владимира Путина вызывают в его окружении много вопросов.
Об этом на страницах Financial Times пишет Кэтрин Хилл.
Она напоминает, что Иванов на протяжении пяти лет был правой рукой Путина в Кремле. Их дружба берет начало с конца 70-х годов, когда они были агентами КГБ. Увольнение Иванова и назначение на его место бывшего дипломата Антона Вайно, который на 20 лет моложе их президента, дает больше вопросов чем ответов. Но одно можно сказать точно: кадровые изменения на высшем уровне бросают свет на значительно более серьезные изменения в круге непрозрачной правящей элиты в России.
“Сегодня система больше не стабильна, она исчерпала свои пределы. И поэтому мы все чаще наблюдаем некоторые неожиданные феномены в поведении конкретных политиков и в кадровых решениях”, – пояснил бывший политтехнолог Кремля и критик режима Путина Глеб Павловский.
Заменив Бориса Ельцина на посту президента России в новогоднюю ночь 1999 года Путин руководил страной с помощью внутреннего круга людей, которых он знал и которым давно доверял. Среди них были бывшие коллеги из КГБ, такие как Иванов, чиновники и академики, как бывший министр финансов Алексей Кудрин, а также друзья детства, такие как олигарх Аркадий Ротенберг. На протяжении многих лет динамика этого внутреннего круга была вполне предсказуемой. Экономические эксперты продвигали рыночные экономические реформы в то время, как советники из спецслужб, несмотря на случайные конфликты между различными ведомствами, ставили приоритетом интересы в области безопасности. Путин обращал внимание на их экспертные оценки и действовал как верховный арбитр. Но ситуация изменилась.
Первым сигналом была отставка Владимира Якунина – бывшего шпиона и президента “РЖД”, который покинул свою должность год назад. В апреле Путин создал новую Национальную гвардию, поставив во главе очень лояльного бывшего охранника Виктора Золотова. Путин решил включить несколько других служб безопасности в новую Нацгвардию, закончив тем самым карьеру некоторых других давних союзников, таких как Виктор Иванов, который возглавлял государственную службу по контролю за наркотиками. В мае 70-летний глава Федеральной службы охраны Евгений Муров был заменен малоизвестным Дмитрием Кочевым. В июле бывший офицер КГБ и давний друг Путина Андрей Бельянинов ушел в отставку из Федеральной таможенной службы после того, как его обвинили в коррупции. Также в прошлом месяце Кремль сменил некоторых глав регионов. Самой большой загадкой было назначение бывшего охранника президента Евгения Зинчева на должность губернатора Калининградской области.
Российские политические обозреватели говорят, что Путин окружает себя людьми, которым доверяет, которых может контролировать и которые не будут подрывать легитимность его администрации. Другой неназванный политический эксперт, который ранее работал в администрации президента, сказал Financial Times, что приоритеты Путина изменились. “Он меньше интересуется внутренней политикой, чем раньше. Он рассматривает ее как административную работу, обращает на нее внимание лишь в ключе стабильности и безопасности, а не как что-то общественное, что может быть предметом для дискуссии”, – сказал собеседник издания.
Политические аналитики считают, что уличные протесты в Москве в 2011-2012 годах могли заставить Путина усомниться в том, что его хорошо информируют. С тех пор помощники президента изменили способ отчетности перед Москвой для региональных властей. Но это все равно не помогло верхушке понять, что происходит.
“Большое количество информации накапливалось в Москве”, – рассказал политический и экономический аналитик Евгений Гонтмахер, который приближен к Кудрину. Он пояснил, что именно Иванов и Володин фильтровали данные, которые поступали в Кремль, поэтому они ответственны за плохую информированность Путина. В то же время, замена политических элит на молодых игроков не значит, что на фронтах что-то изменится. “Они обязаны Путину настолько многим, что никогда не будут обращаться к нему без уважения”, – сказал Гонтмахер.
Поэтому последствия кадровых перемен в Москве остаются загадкой. После увольнения Иванова в ближнем круге Путина все же осталось еще несколько “тяжеловесов”, таких как председатель Совета безопасности РФ Николай Патрушев, начальник ФСБ Александр Бортников, а также исполнительный директор государственной нефтяной компании “Роснефть” Игорь Сечин. Отныне все внимание будет приковано к ним.