Потрясания мускулами, демонстрация военного потенциала России и истерики про ядерный пепел на российском телевидении не принесли Кремлю ожидаемого результата.
Об этом пишет политолог Кирилл Сазонов.
“Никто не испугался, не запросил мира и не отказался от процесса мягкого удушения российской экономики с помощью санкций и цен на нефть. Шантаж – очень эффективная, но еще более рискованная игра. Если по каким-либо объективным или субъективным причинам ты не готов реализовать угрозу – лучше и не пробовать. Либо сыграть роль настолько убедительно, чтобы оппоненты не сомневались в твоей решительности идти до конца. И в твоих возможностях тоже. Актер из Путина вышел так себе. Неубедительный. И теперь сжатые кулаки приходится прятать в карманы, а свирепый оскал срочно менять на виноватую улыбку.
Страшные учения вооруженных сил России, которые должны были запугать Запад, окончились ничем. Понервничали люди, но не испугались. Сегодня уже все наземные ракетные комплексы Искандер, военные части и соединения вернулись из Калининградской области РФ в места постоянной дислокации. “Министр обороны сказал, что все части и соединения вернулись в места своей постоянной дислокации”, – заявляет журналистам пресс-секретарь Путина Песков. Сам хозяин Кремля говорить об этом категорически не хочет. Ему нравится грозить и выглядеть сильным. Унизительные оправдания Путин оставляет подчиненным. Чтобы имиджу не вредить.
По словам Пескова, никакой связи внезапных проверок Вооруженных сил России с усилением активности НАТО в Восточной Европе нет. Но любому наблюдателю очевидно, что “голос Лидера” привычно врет. Связь есть и самая прямая. Хотя бы потому, что масштабные учения российской армии, с участием авиации, флота и даже стратегических наступательных вооружений обходятся Москве слишком дорого. И не только в денежном эквиваленте. Путин осознанно пытался запугать весь мир своим военным потенциалом.
Безусловно, большая тренировка армии сильно бьет по российскому бюджету. Который и без того все быстрее катится в пропасть – все-таки цена на нефть заложена проекте на уровне 96 долларов за баррель, а в реальности она уже балансирует в районе 55. Даже пустяковые стрельбы – очень дорогое удовольствие. Плюс горючее, загрузка железной дороги и масса сопутствующих расходов. По казне бьет сильно. Ну а с точки зрения геополитики, масштабные учения на границах с Евросоюзом и НАТО добавили соседям уверенности, что санкций маловато, агрессия не выветрилась из буйной головушки и надо бы добавить давления на российскую экономику. Так что в версию о том, что российская армия просто разминалась от безделья и слишком большого количества лишних денег верить не стоит. Руководство НАТО все восприняло всерьез и показало, что готово к визиту незваных гостей.
Путин всерьез пугал Европу агрессией. Пугал с привлечением максимального количества сил. Но когда ресурсы подошли к концу, а ожидаемых просьб о дружбе так и не последовало, пришлось делать выбор – переходить к реальной агрессии (иначе зачем всех на уши поднимали) или оплачивать астрономический счет и топать обратно в казармы. Решили заплатить и уходить – это дорого, но дешевле большой войны. Стягивание войск к границам, приведение их в полную боевую готовность под видом учений это фактически стопроцентная готовность к войне. И сегодняшний отход – отступление. У Путина нет ресурсов и сил, чтобы воевать с НАТО. Убедительная демонстрация возможного ответа заставила его отступать. Ситуация в Украине напрямую связана с этими процессами. Отступать Кремлю придется везде.”