27 октября на заседании Совета ОБСЕ в Вене представитель США при организации Дэниэл Байер заявил, что Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ задокументировала переброску российских военных и вооружений из России на Донбасс.
ОБСЕ и раньше фиксировала такие случаи, но, по мнению отдельных экспертов, наблюдатели лишь сейчас стали называть Россию агрессором, говорить именно о российских военных, которые еще и прибывают на военных машинах. “Апостроф” обратился к экспертам, чтобы прояснить вопрос: осмелела ли ОБСЕ и действует ли она на пользу Украине.
Дмитрий Тымчук, координатор группы “Информационное сопротивление”, военный эксперт:
ОБСЕ и раньше сообщала, что на Донбасс из России приезжали люди в военной форме, по-моему, о переброске техники шла речь. Но, кажется, впервые идентифицировали именно военную машину, которая прибыла из РФ. Такого я не припомню, хотя мы не столь пристально следим за деятельностью СММ ОБСЕ и скептически относились к роли этой структуры всегда. Но в данной ситуации миссия в кои-то веки прозрела и начала констатировать факты! Это можно только приветствовать.
Логика процесса такова: пока Европа не признавала, по крайней мере, официально, что на Донбассе идет не какой-то внутренний конфликт или гражданская война, а агрессия РФ против Украины, СММ ОБСЕ тоже молчала в тряпочку. Представители России вообще лепили Бог знает что. А европейцы “соблюдали объективность”, говорили, что у них нет фактов, что они не могут подтвердить. Но странное дело: стоило возникнуть резолюции ПАСЕ, где уже появилась фраза об агрессии России против Украины, СММ ОБСЕ тоже начала признавать, что это, оказывается, российские военные. Считаю, что тут чисто политический момент, заставляющий усомниться в объективности СММ ОБСЕ. Хотя именно данный факт играет нам на пользу, потому что позволяет подтвердить европейскими наблюдателями, что мы знаем и без них. Но в Европе все-таки ОБСЕ доверяют больше, чем заявлениям национального правительства, национальных военных.
Антон Геращенко, советник министра внутренних дел Украины:
То, что РФ является организатором агрессии против Украины, захвата Крыма и Донбасса, — общеизвестный факт. Наблюдательная миссия ОБСЕ находится на Донбассе с июня 2014 года. И они прекрасно знают о поставках оружия, боевой техники на территорию Украины. Но если бы то, что Россия совершает агрессию, было зафиксировано в официальном документе ОБСЕ — это одно. Совсем другое — заявление на словах. Не нужно искать черную кошку в черной комнате, которой нет.
Игорь Романенко, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант:
Нужно четко представлять, что, к сожалению, как структура необходима нам в решении вопросов, но она не очень эффективна, не в последнюю очередь из-за того, что существенно финансируется Россией и там есть представители РФ, которые делают то, что необходимо в первую очередь россиянам. Цифры ОБСЕ подавались заниженные, информация была искривлена. Но время идет, информация накапливается. Благодаря большим усилиям представителей Украины из разных государственных структур на европейцев осуществляется давление. И понятно, что такие лидеры, как Меркель и Олланд, видят, что происходит, и хотят получить актив для своих предвыборных кампаний. Поэтому и с той стороны идет давление. И в совокупности имеем позитив для Украины, что информация во многом распространяется достоверная.
Информация используется сейчас в Европе, в мире, в ООН и будет использоваться в дальнейшем. Это, безусловно, будет на пользу Украине. Вы знаете, что и в ПАСЕ уже отошли от формулировки о внутреннем кризисе к “российской агрессии”. Таких оценок может быть больше, но все зависит от того, насколько упорно мы будем над этим работать.
Анатолий Октисюк, старший аналитик Международного центра перспективных исследований:
Мне кажется, что ничего особенного там нет — обычное заявление, которое идет в традиционном дискурсе. В ОБСЕ не говорят, что Россия — агрессор, но подразумевают это. Как и то, что она поставляет оружие. Они ведь дипломаты. Они посылают сигнал, а как его уже будут трактовать россияне…
По большому счету, то, как ОБСЕ будет говорить о роли Москвы в конфликте, будет зависеть от дальнейших действий России. Запад все-таки надеется, что россияне сядут за стол и начнут выполнять свои обязательства. А пока они думают, что РФ исправится, и поэтому оставляют пространство для сохранения лица Россией. Чтобы они начали называть вещи своими именами, должно начаться, наверное, очередное обострение. По крайней мере, мне в ОБСЕ говорили, что Путин непредсказуем, и они боятся перегнуть палку, поэтому и подают дозировано. На этой неделе уже несколько дипломатов мне рассказали, что они едут в прифронтовую территорию и будут работать вместе с СММ ОБСЕ. Чтобы самим убедиться в правдивости поданных отчетов. Поскольку во многих посольствах возникают сомнения относительно объективности отчетности.
Владислав Кудрик