Присутствие президента Украины, страны-победительницы в Нормандии совершенно естественно.
Если бы не Майдан и не российская оккупация Крыма, новый украинский президент вряд ли стал бы гостем торжеств, посвященных годовщине высадки союзников в Нормандии. Приглашение Петра Порошенко стало частью усилий по минимизации нравственного ущерба, связанного с необходимостью пригласить во Францию Владимира Путина. Ситуация действительно непростая: Путин – с одной стороны, руководитель страны-участницы антигитлеровской коалиции, а с другой – глава государства, самозабвенно разрушающего все то, ради чего была добыта победа во второй мировой. Добыта ценой гибели, ранений и увечий миллионов украинцев и разрушительных военных действий, которые затронули практически всю территорию нашей страны – и только небольшую часть огромной территории России.
В этом, по-моему, суть происходящего. Мы совершили огромную ошибку, оставив России место исторического правопреемника нашего собственного прошлого. Россия – никакая не страна-победительница. Это одна из союзных республик страны-победительницы, Советского Союза. Украинцы внесли в победу во второй мировой вклад не меньший, чем другие народы Европы. Более того – и я готов подчеркнуть это еще раз – именно территория нашей страны была эпицентром военных действий. И то, что раньше на мероприятия, подобные чествованию в Нормандии, приглашали только российского президента, а украинский оставался дома – это позор. И задача нового украинского президента – хотя бы воспользовавшись нормандским прецедентом – изменить эту ситуацию раз и навсегда.
История Украины – часть истории Европы. Вместе с белорусами и литовцами мы строили первое мирное многоконфессиональное государство на континенте – Великое Княжество Литовское. Вместе с поляками созидали – конечно, не без конфликтов – демократию Речи Посполитой. Именно благодаря присоединению украинских земель захудалое Московское княжество стало превращаться в Российскую империю. Украинцы участвовали во всех битвах этой империи, в первой и второй мировых войнах. И если Советский Союз – страна-победитель второй мировой войны, то такой же страной-победителем после исчезновения империи с политической карты является и сама Украина.
Именно поэтому присутствие президента страны-победительницы в Нормандии совершенно естественно. Не естественно, что это происходит только спустя 23 года после краха СССР. Не естественно, что Российская Федерация присвоила себе наше прошлое и пытается отобрать будущее. Не нормально, что мы сами не ощущали себя обворованной страной, из дома которой жуликоватый сосед пытается вынести драгоценные реликвии. Мы обижались, когда Владимир Путин уверял своих сограждан, что Россия выиграла бы эту войну без нас, но не понимали, что миллионы павших требуют не обиды, а равноправия. Равноправия победителей.
Понадобилась победа над самими собой на Майдане, чтобы и это стало очевидным.