Президент России Владимир Путин взял на вооружение доктрину "сдерживания Запада", ориентированную на воинственность и постоянный поиск врагов. Такая тактика поначалу принесла Путину успех, но сейчас способствует развалу его режима.
Такое мнение высказала сотрудник Брукингского института (США), эксперт по российской правящей элите Лилия Шевцова.
“Фактически ориентация на агрессивность, на сдерживание, на воинственность была принята уже до украинского Майдана. Украинский Майдан просто случился как фактор, который облегчил эксперимент с доктриной сдерживания… Путин был вынужден и обосновывать эту доктрину, и искать практические механизмы ее реализации: через аннексию Крыма, через идею Русского мира и так далее. Он получил военно-патриотическую мобилизацию и 80% поддержки, невиданные для любого лидера. Но одновременно эти факторы начали работать и на агонию режима”, – отметила эксперт.
Как пояснила Шевцова, сначала доктрина сдерживания ведет к мобилизации населения, “но для того, чтобы ее сохранить, нужен постоянный приток военной агрессии… и народ устает от этого”.
“В марте 2014 года 57% поддерживали аннексию Крыма, сейчас – 50%. Сейчас 65% считают, что Украина должна быть независимой, но дружеской. И только 22% в январе 2015 года по опросам Левада-центра считали, что Украина должна быть под контролем России. И увеличивается число тех, кто не хочет платить цену за “Крымнаш”, – подчеркнула аналитик.
Второй фактор поддержки, который, по словам Шевцовой, теперь усиливает агонию – это зависимость от нефти и газа: “До сих пор цена на нефть и газ поддерживали путинское Эльдорадо. Падение мировых цен мгновенно вызвало кризисные явления, а санкции только усугубили кризис”.
“Третий момент – вертикаль. Вертикаль власти создавала Путину комфортное поле маневра. Идеальная модель. Но вертикаль означает блокирование, цементирование всех каналов выхода интересов. Что оставляют обществу? Общество должно выходить на улицу, чтобы себя проявить. Таким образом, то, что облегчило самосохранение, теперь ввело маховик агонии”, – отметила она.