Сегодня, 1 декабря, Украина должна провести ракетные стрельбы над Черным морем. Пуски ракет могут захватить воздушное пространство над оккупированным Крымом, которое Россия считает своим. В ответ Москва пригрозила Киеву ответными мерами, вплоть до нанесения ракетного удара по пусковым установкам. Координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук рассказал "Апострофу", как могут дальше развиваться события.
Сначала нужно понять, как далеко может зайти Путин. Я не сомневаюсь в том, что если бы такая ситуация сложилась, скажем, в конце 2014 или даже в начале 2015 года, то Россия могла бы перейти к открытому вторжению в Украину. Но сегодня, при всей своей недостаточности, все же возник какой-то комплекс сдерживающих факторов. Прежде всего, Украине удалось убедить международное сообщество в том, что Россия – все-таки агрессор. Есть санкции, есть признание всего цивилизованного мирового сообщества того, что Крым – это неотъемлемая часть суверенного государства Украина, на данный момент оккупированная Россией.
То есть, в данной ситуации Украина проводит военные учения на своей территории, используя собственное воздушное пространство. При соблюдении всех правил безопасности никаких вопросов к нам со стороны международных организаций и других нормальных развитых стран быть не может. Более того, если бы самой России кто-то начал бы указывать, где им проводить на своей территории учения, я думаю, что Кремль просто бы “порвало”, как хомячков, от возмущения.
Насколько далеко в данной ситуации может зайти Владимир Путин для того, чтобы доказать, что Крым – это Россия? Все зависит от степени его неадекватности. Если эти стрельбы будут проведены (а Министерство обороны пока не собирается отказываться от своих планов), то возможны несколько вариантов развития событий. То ли Кремль спустит все на тормозах, ограничившись какими-то громкими заявлениями, то ли действительно применит против нас оружие. Например, будет сбивать наши ракеты или нанесет удар по каким-то наземным объектам в Украине, по тем же пусковым установкам, с которых будут осуществляться эти стрельбы. Но это уже будет акт прямой агрессии. В этом случае найдет свое решение давний вопрос – находится ли Украина де-юре в состоянии войны с Россией.
Также Россия может ответить несимметрично, устроив эскалацию напряженности на других участках государственной границы. Например, в последний год Россия достаточно активно перебрасывала войска к восточным рубежам нашей страны, создавая там целые дивизии. Это тоже может быть инструментом “наказания” для Украины, которая провела стрельбы, посягнув якобы на российскую территорию.
Однако Путину сейчас крайне невыгодно начинать агрессию. Не только из-за санкций Запада, но также из-за отсутствия определенности по поводу того, как будет вести себя новый президент США и какие сигналы будут исходить от его администрации. То же самое касается выборов в Европе. Чем они закончатся – непонятно, поэтому сейчас – не лучшее время для того, чтобы использовать военную силу.
Как поведет себя в этой ситуации Украина? Нынешнее военно-политическое руководство нашей страны жестко настроено на мирное урегулирование конфликта на Донбассе. Но в любом случае стрельбы над Крымом – это правильный ход. Заручившись поддержкой мирового сообщества, признавшего, что Крым – это украинская территория, мы можем использовать ее, в том числе и для проведения военных учений.
В свою очередь, Арсен Аваков “взорвал” сети своим жестким постом о ракетных учениях на ФБ:
“Украина существует независимо от представления о ней путинской России! Ракетные испытания – элемент нашей безопасности. И потому, уж сорри – птн пнх”, – написал он.