Политические новости

The New York Times назвало мощнейшее оружие Путина

На фоне оживленной дискуссии о том, следует ли Швеции вступать в военное партнерство с НАТО, чиновники в Стокгольме столкнулись с обескураживающей проблемой. В социальных сетях появился поток искаженной и откровенно лживой информации, запутывающей общественное восприятие этой проблемы.

Так начинается свежая большая статья Нила Макфаркхара в The New York Times.

Заявления были весьма тревожными. В частности, утверждалось, что, если не состоящая в НАТО Швеция подпишет такое соглашение, то Альянс разместит на территории страны секретные арсеналы ядерного оружия, что НАТО сможет атаковать Россию (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) с территории Швеции без ведома шведского правительства, что имеющие иммунитет от уголовной ответственности солдаты НАТО будут насиловать шведок, не боясь судебного преследования.

Все это ложь, но поток дезинформации нашел путь и в традиционные СМИ. Когда министр обороны Швеции Петер Хултквист ездил по стране, выступая в разных городах с речами в поддержку соглашения с НАТО, его постоянно забрасывали вопросами по поводу этих выдуманных историй.

«Люди к такому не привыкли, и они были напуганы, спрашивая, чему можно верить, чему следует верить», — сказала Маринетта Них Радебо, пресс-секретарь министра обороны.

Как часто бывает в таких случаях, шведские чиновники так и не смогли точно установить источник распространения ложных слухов. Но они, а также многочисленные аналитики и эксперты в американских и европейских спецслужбах главным подозреваемым называют Россию. Противодействие расширению НАТО служит одним из краеугольных камней внешней политики Владимира Путина, который устроил вторжение в Грузию в 2008 году во многом для предотвращения вступления страны в Альянс.

В Крыму, Восточной Украине, а теперь и в Сирии Владимир Путин с гордостью продемонстрировал модернизированную сильную армию. Но ему не достает экономической силы и общей мощности, чтобы открыто противостоять НАТО, Европейскому союзу или США. Вместо этого он вложил много средств в программу «военизированной» информации, используя разнообразные средства, чтобы сеять сомнения и раскол. Цель — нарушить единство членов Альянса, создать разногласия в их внутренней политике и притупить оппозицию России.

«Москва считает международные дела серией специальных операций и искренне верит, что Россия служит объектом особых операций Запада, — говорит Глеб Павловский, помогавший создать информационную машину Кремля до 2008 года. — Я уверен, что существует множество центров, некоторые из которых связаны с государством, участвующих в создании историй подобного рода».

Внедрение таких ложных слухов само по себе не ново, еще Советский Союз уделял немало ресурсов для ведения идеологических битв во время холодной войны. Вместе с тем, сегодня дезинформация стала важной частью российской военной доктрины и внедряется в политические дебаты в выбранных странах гораздо более изощренным способом и в намного большем объеме, чем раньше.

Поток вводящих в заблуждение и неточных сообщений оказался настолько велик, что НАТО и Европейский союз создали специальные структуры для распознавания и опровержения дезинформации, особенно в случаях, когда речь идет об утверждениях, происходящих из России.

Тайные методы работы Кремля добрались и до США. Американские чиновники говорят, что российские спецслужбы стоят за утечкой электронных писем Демократического национального комитета, смутившей избирательную кампанию Хиллари Клинтон.

Кремль использует как традиционные СМИ, например, информационное агентство «Спутник» и телеканал RT, так и тайные каналы, как в Швеции, и их отследить практически невозможно.

Россия использует этот двойной подход в рамках полноценного натиска, ск азал пресс-секретарь Секретной службы Швеции Вильхелм Унге, представляя в этом году ежегодный отчет агентства. «Мы имеем в виду все, от интернет-троллей до пропаганды и дезинформации, распространяемой такими СМИ, как RT и „Спутник“», — сказал он.

Эксперты говорят, что фундаментальная цель российской дезинформации заключается в подрыве доверия к официальной версии событий, вплоть до дискредитации самой идеи существования правдивой версии событий, тем самым провоцируя нечто вроде политического паралича.

Самый известный успех дезинформации имел место в начале 2014 года, когда было умышленно скрыто размещение российских войск для аннексии Крыма. Тем же летом Россия выпустила целую дымовую завесу из теорий по поводу гибели самолета Малазийской авиакомпании, обвиняя в этом ЦРУ и, что особенно странно, украинских военных летчиков, якобы, сбивших лайнер, который они приняли за самолет президента России.

Эта дымовая завеса помогла прикрыть простую истину о том, что плохо обученные мятежники случайно сбили самолет российской ракетой.

Москва решительно отрицает, что прибегает к дезинформации для влияния на общественное мнение в западных странах, и обычно называет обвинения в открытых и скрытых угрозах «русофобией».

«Такое впечатление, что, как в хорошем оркестре, многие страны Запада практически в ежедневном режиме обвиняют Россию в том, что она кому-то угрожает», — заявила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова в ходе недавнего брифинга.

Отслеживать отдельные части дезинформации трудно, но в Швеции и других странах эксперты определили характерные модели, по их мнению, связанные с организованными Кремлем дезинформаирующими кампаниями.

«Динамика всегда одна и та же: это появляется где-то в России, или в российских государственных СМИ, или на других веб-сайтах, или нечто в таком роде», — сказал Андерс Линдберг, шведский журналист и адвокат.

«Затем фальшивый документ становится новостью, распространяемой через крайне правые или крайне левые сайты, — сказал он. — Те, кто доверяет этим сайтам, дают ссылки на новость, и она распространяется. Никто не может сказать, откуда они пришли, но в итоге они оказываются ключевыми проблемами решений в сфере безопасности».

Хотя темы могут варьироваться, цель у них одна и та же, говорят Линдберг и другие эксперты. «Русские гнут свою линию, а не строят факты. Главная линия гласит, что никому нельзя доверять», — отметил он.

Использование информации в качестве оружия — это не проект, созданный кремлевским политическим экспертом, а интегральная часть российской военной доктрины. Некоторые высокопоставленные военные говорят, что это «решающий фронт».

«Возросла роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия», — написал в 2013 году генерал Валерий Герасимов, начальник генштаба вооруженных сил России.

Главная цель Кремля — это Европа, где на фоне подъема популистских правых и падения поддержки Европейского союза образовалась аудитория, благосклонная к российскому консервативному, националистическому и авторитарному стилю Путина. В прошлом году Европейский парламент обвинил Россию в финансировании «радикальных и экстремистских партий» в государствах ЕС. В 2014 году Кремль выдал ссуду в размере 11,7 миллиона долларов французской крайне правой партии «Национальный фронт».

«Русские умеют обхаживать тех, кто недоволен либеральной демократией, и это касается как крайне правых, так и крайне левых партий», — сказал Патрик Оксанен, штатный автор шведской газетной группы MittMedia. Главная идея, по его словам, утверждает, что «либеральная демократия коррумпирована, неэффективна, хаотична и, наконец, не демократична».

Помимо этого, часто вкладывается еще один сигнал, согласно которому, европейские правительства некомпетентны в вопросах решения кризиса, с которым столкнулись европейцы, в частности иммиграции и терроризма, и что все европейские чиновники — это американские марионетки.

В Германии беспокойство по поводу насилия со стороны иммигрантов выросло после того, как 13-летняя русская девочка сказала, что ее изнасиловали иммигранты. Российское государственное телевидение опубликовало репортаж, раздув историю. Даже после того, как германская полиция опровергла эту информацию, министр иностранных дел России Сергей Лавров отчитывал Германию.

Аналитики говорят, что российские англоязычные информационные сайты однозначно поддерживали выход Великобритании из Европейского союза во время подготовки референдума, хотя при этом претендовали на объективность.

Не может не беспокоить, что в Чехии каждый день почти 40 русскоязычных сайтов публикуют сенсационные новости, представляя в качестве злодеев США, Европейский союз и иммигрантов.

Во время летних военных учений НАТО появлялись статьи, утверждавшие, что Вашингтон контролирует Европу через Альянс, а Германия служит в роли местного шерифа. В соответствии со слухами в Швеции, эти новости говорили, что НАТО планирует тайно хранить ядерное оружие в Восточной Европе и будет атаковать Россию, не спрашивая согласия местных правительств.

Проведенный летом опрос пражского аналитического центра European Values показал, что 51% чехов считают роль США в Европе отрицательной, только 32% положительно относятся к Европейскому союзу, и не менее четверти опрошенных доверяют тем или иным дезинформирующим слухам.

«Сведения показывают, как изменяется общественное мнение под воздействием пропаганды в этих СМИ, — сказал Якуб Янда, заместитель директора центра по общественным и политическим делам. — Они позиционируют себя в качестве обычных СМИ, хотя преследуют скрытые интересы».

Не вся российская дезинформация добивается успеха. Открытые на скандинавских языках веб-сайты «Спутника» не смогли привлечь достаточную аудиторию и были закрыты, просуществовав менее года.

RT и «Спутник» позиционируют себя в качестве независимых альтернативных голосов. «Спутник» утверждает, что «рассказывает не рассказанное», хотя его повседневные репортажи строятся, в основном, на сообщениях из других агентств. RT выбрало своим девизом «Спрашивай больше».

Оба они изображают Запад мрачным, расколотым, жестоким, упадочническим, переполненным злобными иммигрантами и нестабильным. «Они хотят показать нам картину Европы как континента, крах которого наступил», — сказал в интервью Хултквист, министр обороны Швеции.

RT иногда выглядит одержимым США, показывая жизнь в Америке адской. Их репортаж о номинационном съезде Демократической партии не упоминал о выступлениях и сосредоточился целиком на акциях протеста. Они защищают кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа, как жертву несправедливого отношения со стороны основных СМИ.

Главный редактор RT Маргарита Симонян утверждает, что телеканал воспринимают, как угрозу, потому что он показывает точку зрения, отличную от позиции «англосаксонского медийного и политического истеблишмента». По ее словам, RT хочет показать перспективу, которой не найти в реверберирующих камерах ведущих СМИ.

Москва прибегала к дезинформации против западных стран еще во времена холодной войны, когда существовала советская программа «активных мер». Эти усилия включали сливы информации или даже публикация статей для симпатизирующих газет в Индии в надежде, что их перепечатают на Западе, сказал профессор Марк Крамер, профессор Гарварда, специалист по холодной войне.

Таким образом был распространен слух о том, что СПИД — это вышедший из-под контроля проект ЦРУ. Этот слух отравляет обсуждение болезни десятилетия спустя. В то время, до распада СССР, Кремль предлагал коммунизм в качестве альтернативной идеологии. Как говорят эксперты, сейчас идеологический компонент испарился, но стремление ослабить соперника осталось.

Недавно в Швеции это означало появление фальшивых писем и новостей о НАТО, связанных с Россией.

Одна подделка, якобы за подписью министра обороны Швеции Хултквиста, призывала крупную шведскую компанию продать Украине артиллерию, хотя такая сделка была бы незаконной. В Швеции пресс-секретарь министра Маринетта Них Радебо положила конец слухам, но на международных конференциях Хултквиста по-прежнему спрашивают о несуществующих продажах.

Россия также сделала как минимум одну попытку повлиять на дебаты. На семинаре весной Владимир Козин, высокопоставленный советник Российского института стратегических исследований, аналитического центра, связанного с Кремлем и внешней разведкой России, высказался против любых изменений нейтрального статуса Швеции.

«Действительно ли они должны потерять свой нейтральный статус?— сказал он о шведах. — Разрешить размещение новых американских баз на своей территории и отправить своих солдат участвовать в сомнительных региональных конфликтах?»

Будь то метод или послание, но Россия совершенно точно хочет выиграть информационную войну, как недавно дал понять Дмитрий Киселев, самый известный российский телеведущий и директор организации, управляющей «Спутником».

Выступая на 75-й годовщине Советского информационного бюро, Киселев сказал, что эпоха нейтральной журналистики завершилась. «Если я занимаюсь пропагандой, то и вы тогда тоже занимаетесь пропагандой», — сказал он, обращаясь к западным журналистам.

«Сегодня убить одного вражеского солдата стоит намного дороже, чем во время Второй мировой войны, Первой мировой войны или в Средние века», — сказал он в интервью «Россия-24». Хотя «убеждение» сегодня тоже стало дорогим, но, если можно «убедить» человека, то убивать его незачем, сказал он.

innika