Сбили «пташку», да не ту. Вероятно, именно это выдавил из себя И. Гиркин (Стрелков), горе-стратег «русского мира» и не менее бездарный стрелок, во время очередного телефонного отчёта перед кремлёвскими кураторами на фоне случившегося инцидента со сбитым малазийским Боингом-777.
Небольшое лирическое отступление чётко показывает топорность военных и информационных методов российской политической элиты, которые направлены на дестабилизацию ситуации в Украине. Что ж, ошибка пророссийских сепаратистов, а может и российских ПВО по ту сторону восточной границы, своё дело сделали. Желая максимально перерезать воздушные коммуникации украинских военных, российские зенитчики не обратили внимание на отличительные знаки на фюзеляже гражданского самолёта.
В итоге произошёл крайне негативный резонанс среди мировой общественности. Авиакатастроф в мире случается не мало. Однако когда международный воздушный коридор проходит через зону боевых действий и одна из сторон конфликта преднамеренно атакует цивильный воздушный гигант, впечатление складывается совсем другое. Даже у простого обывателя не сведущего в политических интригах современного многополярного мира. По иронии судьбы, в сбитом Боинге-777 погибло больше всего граждан стран-членов ЕС. Включая т.н. «друзей» России в Евросоюзе – Германии и нейтрально настроенных по отношению к московским геополитическим амбициям Нидерландов и Дании. Даже Австралию гибель собственных граждан заставила обратить пристальное внимание на текущий конфликт на Донбассе и стать заинтересованной стороной в принятии необходимой резолюции ООН с целью инициирования урегулирования напряжённости. Одно дело, когда в какой-то стране с переходной экономикой существуют сепаратистские тенденции, поддерживаемые более сильным игроком, который претендует на доминирование в регионе. Другое дело, когда из-за манипуляций того самого геополитического полюса гибнут собственные граждане.
Как бы ЕС, в лице Германии с канцлером настроенным в пользу экономического и энергетического альянса с РФ, не хотелось закрывать глаза на опосредованную российскую агрессию на территории Украины, гибель граждан ФРГ заставляет задуматься об угрозе для безопасности ЕС. В данном случае, европейские ценности гуманизма и приоритетности личной безопасности (безопасность отдельных граждан) идут вразрез с «двойными стандартами». С экономической точки зрения, ЕС мог бы и закрыть глаза на осечку своего восточного партнёра. Однако с точки зрения национальной безопасности, частью которой европейские государственники считают личную безопасность своих граждан, данный подход уже не приемлем. В противном случае, исчезновение доверия граждан к существующим политическим режимам в Дании, Нидерландам, Великобритании и наконец в Германии, может повлиять не последнюю роль на позиции нынешних политических элит на грядущих выборах в парламент.
Как бы то ни было, но заключение американской Хельсинкской группы о необходимости признания ДНР и ЛНР террористическими организациями, а РФ – пособником терроризма уже услышало позитивный отклик Великобритании, которая охарактеризовала события на Донбассе в качестве спонсируемого терроризма со стороны России. Истинные сторонники «русского мира» и диалога с сепаратистами могут не соглашаться с данной идеей. Безусловно, экономическая выгода для ЕС от сотрудничества Россией уникальна. Ни одна страна или интеграционное объединение не имеет такого богатого на углеводородные ресурсы сырьевого придатка.
На очереди стоит Китай, чьей экономики так нужен российский газ. Возможно, это и определяет равнодушную позицию Поднебесной к случившейся катастрофе. Китайцев на борту не было. Поэтому окончательные выводы можно делать только после финального расследования и установления виновных в крушения самолёта. Тонкий вопрос политического имиджа вбивает кол в чисто экономическую выгоду тесного взаимодействия с Россией и нежелания вмешиваться в существующий конфликт на Донбассе.
Осознавая безысходность ситуации, но понимая заинтересованность ЕС и Китая воздержаться от дальнейших санкций по отношению к российскому нефтегазовому сектору, кремлёвские бонзы пытаются повесить всех собак на Украину. Тем более, «чёрные ящики» находятся в руках у сепаратистов, которые быстрее всех оказались на месте крушения авиалайнера и прихватили их заодно с банковскими картами и личным имуществом погибших пассажиров. Логика России проста. Заменить содержимое «чёрных ящиков» на выгодный для себя контент, в соответствии с которым самолёт был бы сбит украинскими ПВО или вовсе штурмовиком. Однако в СМИ уже успела просочиться львиная доля оправданий со стороны лидеров Новороссии. Например, И. Стрелков (Гиркин) изначально доказывал общественности, что «доблестные ПВО ДНР» сбили украинский транспортник. Затем когда в сеть попали фотографии обугленных трупов разбросанных по степной местности, ГРУшный главком сепаратистов заявил о том, что никаких трупов не было, а сбит был грузовой самолёт. Так что вы сбили, господин Гиркин, самолёт с украинскими десантниками или транспортник? И чем вы его могли сбить не без помощи комлексов ПВО завезённых с территории России. Или вовсе РФ решила использовать «своего человека» на Донбассе как козла отпущения. Дескать, во всём вините сепаратистов. А откуда тогда у сепаратистов российское оборудование, аналогов которому нет у других стран?
Особенно забавна версия некоторых экспертов о чисто украинской вине в падении малайзийского Боинга-777. Украинский комплекс ПВО «Бук»? Под Донецком украинские войска окопаться, пока не успели. А замусоленная версия с украинским штурмовиком, который «целенаправленно» преследовал иностранный самолёт просто ни что иное как детский лепет. Как бы российские и отечественные эксперты недооценивали боеспособность и компетентность украинской авиации, отличить гражданский авиалайнер от военного транспортника может даже ребёнок, не говоря об национальных опознавательных знаках на фюзеляже самолёта. Не заметить данные детали не смог бы любой даже самый не профессиональный лётчик. И почему же представители ДНР наотрез отказываются предоставить Украине и международной комиссии «чёрные ящики»? У кого рыльце в пушку тот как раз и старается всё скрыть. Очевидно одно. России не удалось использовать трагедию малазийского авиалайнера в свою пользу, с целью дискредитации украинских военных. Подобного международного резонанса не было даже вследствие крушения самолёта польского президента Л. Качинского на российском пустыре.
Российская сторона забывает и вероятность наличия неоспоримых доказательств своей причастности в обстреле самолёта у США, о которых уже успел предупредить американский вице-президент. Никакой бравады. Небезызвестно использование спецслужбами США спутников для наблюдения за развитием ситуации в горячих точках, где есть доля интересов их союзников и оппонентов. Фотографии и видеозаписи- хорошее подспорье для грамотного шантажа. Речь о том, что со спутника вполне возможно снять траекторию полёта самолёта и место запуска ракеты, которая его уничтожила. Если США используют спутники для нанесения хирургически точных ударов по территории Афганистана, почему же они не могут использовать околоземную орбиту для сбора «неоспоримых доказательств». Нельзя исключать вероятность наличия информаторов в российской армии и спецслужбах, обладающих полным перечнем информации.
Украине подобного рода международный резонанс как никогда кстати.
Во-первых, вмешательство России в конфликт на Донбассе уже не требует сомнений. Это не полу-заметная переброска российской техники через неконтролируемую границу с Украиной и следы от гусениц в полях. Речь идёт о жертвах третьей стороны. Был ли сбит самолёт случайно или целенаправленно уже никто не докажет.
Во-вторых, можно говорить о полноценном террористическом акте неконтролируемых сепаратистских образований по отношению к иностранным гражданам. Россия полностью подпадает под статус пособника терроризма, подобно Афганистану и в своё время Ирану. А это значит открытые ворота для введения дополнительных экономических санкций. Возможно и под эгидой ООН.
В-третьих, большой резонанс вызвало в российском обществе введение санкций США по отношению к российским нефтегазовым гигантам в лице компаний ОТЭКО и Роснефть. Угроза экономическому выживанию России очевидна, в виду того, что 70% бюджета страны пополняется как раз от продажи и реэкспорта нефти и природного газа в ЕС и страны Восточной Европы. Истинные русофилы будут бить себя в грудь, доказывая то, что газовый контракт с Китаем есть переориентация России и избавление от привязанности к рынку ЕС. Тем не менее, соответствующий газопровод «Сила Сибири» нужно ещё успеть построить. Даже короткий промежуток застоя может оказать на экспортно-ориентированной сырьевой экономики непоправимые последствия. В качестве примера можно привести Иран 80-х гг. Потеря рынков сбыта и международная изоляция. Вот только иранцев консолидировал религиозный фактор, а именно приверженность к ортодоксальному исламу шиитского толка.
Есть ли аналог у России?
По факту, у России нет единой и цементирующей идеологии рассчитанной на фанатичное большинство. Времена КПСС прошли. Сейчас Россия в идеологическом плане – пёстрый конгломерат состоящий из государственников центристов, евразийцев, советских коммунистов, национал-большевиков, радикальных националистов, шовинистов, монархистов, изоляционистов, а также национал-сепаратистов.
Смогут ли данные социальные группы сосуществовать в рамках «осаждённой крепости»?
Одно дело «квасной патриотизм» в мирное время экономически «сытой» России. Совсем другое, РФ оказывается под ярмом санкций мирового сообщества в энергетической сфере. Это тоже самое, что отрубить голову курице, которая несёт золотые яйца. Возможно, от появления своих народных республик не будет застрахована и Россия. Хотя никогда нельзя прогнозировать односторонний сценарий развития событий. Не исключено, что ЕС попытается в очередной раз закрыть глаза на нарушение РФ международно-правовых норм, включая право свободного перелёта по международным коридорам и безопасность граждан своих стран-членов. Вот только выдержит ли европейский прагматизм молота недовольства западного общества и наковальни похороненного имиджа центра силы и полюса безопасности в лице ЕС? Время покажет.