Политические новости

Политическое дежавю: Власть Януковича также лишала мандатов депутатов, – нардеп о законе партийной диктатуры

Режим Партии регионов уже лишал депутатского мандата Сергея Власенко, Павла Балогу и Александра Домбровского в парламенте предыдущего созыва.

“Я с ужасом жду парламентский вторник, когда состоится развязка истории с депутатскими мандатами Фирсова и Томенко. С ужасом – так визуализация абсурда всегда поражает больше, чем просто знание об абсурде.” Об этом пишет в своем Facebook народный депутат, журналист Ольга Червакова.

Что будет? И как? Нам предложат проголосовать за лишение их мандатов на основании решения съезда? А если оно будет оспариваться в суде? На основании п.6 ст.81 Конституции?

Так там не прописан способ реализации этой нормы. Не будет вопрос ставиться на голосование вообще? Интересная история – приходишь на работу, а твоя карта не работает, потому что ее аннулировал Аппарат ВР. И что карточка, даже прапорщик УГО не пускает тебя в сессионный зал. Так будет? Так может, тогда вообще все вопросы в стране будут решать Аппарат Совета и прапорщик УГО? Без голосований?

Если честно, у меня политическое дежавю. В 2013 году власть Януковича также лишала мандатов депутатов. И также ссылалась на Конституцию. Первым пошел Сергей Власенко – за совмещение депутатской и адвокатской деятельности. Решение о лишении мандата принял суд по иску спикера Владимира Рыбака, несмотря на то, что Власенко аннулировал адвокатское свидетельство, а несколькими днями ранее Генеральная прокуратура подтвердила, что Сергей Власенко выступал на судах Юлии Тимошенко в качестве защитника не как адвокат, а как народный депутат. Тогда Юля полтора года уже была заключена. В Европарламенте историю Власенко назвали шагом назад от подписания Соглашения об ассоциации.

Я хорошо помню тогдашнее тяжелое чувство подавленности среди журналистов. Даже будучи формально “над” процессом, трудно было слушать, как Власенко спокойно и буднично в кулуарных разговорах просчитывал следующий шаг – когда и за что он может попасть за решетку. Он говорил без истерики и надрыва, так обычно говорят прогноз погоды: будет дождь, будет снег … Прошло.

Следующими были Балога и Домбровский. Эпопея с ними длилась где-то с полгода. ВАСУ признал невозможным установить результаты выборов в двух округах – № 11 (Винницкая область) и № 71 (Закарпатская область), и отменил постановление ЦИК в части регистрации этих депутатов. И это – несмотря на то, что они уже приняли присягу и стали депутатами. Финал был таким же абсурдным, как и сама история – Александра Домбровского и Павла Балогу выбрасывали чуть не силой – Рыбак распорядился аннулировать их карточки для голосования, прекратить им выплаты и прекратить полномочия их помощников. Об этом они узнали в сессионном зале.

Если история с Юлей и Власенко была типичной местью начинающего диктатора, то с Балогой и Домбровским мотивом было вроде превенции раскола во фракции регионалов. Тогда только было назначено новое правительство Азарова, ключевые должности в котором заняли друзья Саши Януковича, вытеснив даже “старых донецких”. Наступление “семьи” вызвало броуновское движение внутри президентской фракции.

Родной брат Виктора Балоги сначала присоединился, а затем вышел из фракции регионалов, не пробыв в ней нескольких месяцев. Были связаны эти два процесса – я не помню, но очевидно, что желающих на выход тогда было так много, что проглотить побег одного для Януковича означало бы открыть путь другим. Итак, изгнание Балоги было шагом запугивания около десятка подверженных центробежным прыжкам мажоритарщиков.

Домбровского выгнали для баланса, так же, как к Власенко позже “прицепили” регионала Веревского – за совмещение предпринимательской деятельности и депутатского мандата.

Противники такого сомнительного с точки зрения права шага тогда так же, как и сейчас, апеллировали к Конституции и, тыча пальцем в 81-ю статью, говорили, что даже в случае смерти депутата за прекращение его полномочий должны проголосовать 226, а никакой не суд.

Но правовые аргументы тогда не действовали. Так же, как сейчас, аргументы юристов в соревновании с политической целесообразностью являются ничтожными. Тогда лишение мандатов казалось катастрофой и крахом конституционного строя. Это привело к полуторамесячному параличу Рады: оппозиция – Батькивщина и Удар – блокировали трибуну, срывали голосования, устраивали парламентские забастовки, требуя вернуть статус-кво.

Теперь те же люди, которые еще 3 года назад апеллировали к законам и справедливости, сначала инициируют законопроект 3700, а затем уже даже не решением суда, а своим собственным решением делают то, что они не так давно называли диктатурой.

В отличие от большинства украинских политиков, у меня не такая короткая память. Я помню 2004-й, когда принималась нынешняя Конституция – тогда политики взяли на себя обязательства уточнить ее положения закона о Кабмине, об оппозиции и об императивном мандате.

Вместо того чтобы сделать это и покончить раз и навсегда с дискуссией вокруг тушек и предателей, уже четвертый тех пор созыв украинских депутатов и теневых правовых эквилибристов упражняется в изобретениях симулякров, лишь бы не принять прозрачные правила игры.

Зная, что когда-то эти правила могут применить к ним самим. Хотя, несмотря на здравый смысл и жизненный опыт, надеются, что с ними этого не случится.

regional