Соответствующий раздел ХVIII-2 "Налоговая милиция" исключен из Налогового кодекса, вступившего в силу с 01.01.2017 года.
Верховная Рада Украины исключила раздел ХVIII-2 «Налоговая милиция» из Налогового кодекса, вступившего в силу с 01.01.2017 года, но забыла изменить в законопроекте номер пункта в переходных положениях, что привело к тому, что решение уже вступило в силу. Об этом сообщила народный депутат от «Самопомочі» Татьяна Острикова в Facebook.
«Поздравляю с тем, что налоговая милиция с 1 января 2017 года находится вне закона! Соответствующий раздел ХVIII-2 «Налоговая милиция» исключен из Налогового кодекса, вступившего в силу с 01.01.2017 года. Планировалось, что норма о ликвидации налоговой милиции вступит в силу вместе с новым законом о создании финансовой полиции, вероятность принятия которого этим составом Рады близка к нулю. То есть никогда. Так и голосовалось при этом условии. Однако в законопроекте изменили номер пункта о налоговой полиции, а в переходных положениях, касающихся вступления в силу соответствующих норм, номер изменить забыли», – рассказала она.
Нардеп отметила, что благодаря этому пункт 134 об исключении из Налогового кодекса раздела XVIII – 2 «Налоговая милиция» вступил в силу.
«Об одном теперь жалею – что не голосовала за этот закон», – подчеркнула она.
«Речь идет о пункте 134 закона № 1797-VIII от 21 декабря 2016 года о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, который звучит так: «134. Раздел XVIII-2 исключить». А вот пункт этого же закона о вступлении в силу его норм: «II. Заключительные и переходные положения 1. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме… пункта 133 раздела I (об исключении раздела ХVIII-2) – со дня вступления в силу закона, который определяет правовые основы организации и деятельности центрального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных преступлений, объектом которых являются финансовые интересы государства…» – написала нардеп.
Острикова пояснила, что пункта 134 нет в списке исключений, нормы которых вступают в силу вместе с законом о создании службы финансовых расследований.
«Это означает, что сейчас нет правовых оснований для деятельности налоговой милиции, у нее нет законных прав и определенных законом полномочий. Однако и сам орган в установленном порядке, в соответствии с законом, не ликвидирован, правопреемник его не определен, уголовные производства, дела и документы никому не переданы, подследственность преступлений в КПК, в частности об уклонении от уплаты налогов, осталась за налоговой милицией. Де-юре правовой статус налоговой милиции пока – «вне закона». Де-факто она не ликвидирована, сотрудники не уволены, производства не переданы, продолжает свою деятельность», – подчеркнула она.
По мнению нардепа, теперь можно либо применить сомнительное с точки зрения правовой чистоты разъяснение, что это техническая ошибка и пункт 134 закона должен вступить в силу вместе с законом о создании финансовой полиции, либо внести изменения в Налоговый кодекс, пройдя через процедуру рассмотрения законопроекта, предусмотренную законом Украины «О регламенте».
«Есть и третий вариант. Если с божьей помощью произошла такая «досадная» ошибочка, надо использовать момент для рассмотрения и принятия нового закона о создании финансовой полиции. Это, кстати, и во исполнение коалиционного соглашения, и перед МВФ уже просроченное обязательство. И законопроект №4228 о финансовой полиции уже давно подготовлен и внесен в парламент», – подытожила она.
Идею создания Службы финансовых расследований вместо налоговой милиции в августе 2015 года высказывал на то время премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он говорил, что налоговая милиция слишком милитаризирована и «имеет специфическую репутацию».
21 декабря Верховная Рада поддержала законопроект №5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины».
Законопроект предусматривает введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС, согласно которому средства, которые подлежат возмещению, будут перечисляться в автоматическом режиме. Кроме того, документом ликвидируется налоговая милиции. Вместо нее создается новый орган – финансовая полиция, деятельность которой будет регламентироваться отдельным законом.