Политические новости

Сланцевая революция в Белоруссии и новые взаимоотношения с Россией

Набирающая ход сланцевая революция способна принести в Беларусь долгожданные перемены.

Развитие технологии добычи сланцевого газа и инфраструктуры для сжиженного природного газа (СПГ) имеют потенциал подорвать способность России оказывать поддержку своим политическим союзникам. Первым последствия почувствует режим Лукашенко в Беларуси.

Беларуская неуклюжая командная экономика советского типа протянула 20 лет Лукашенко во власти, только полагаясь на массированную поддержку России. Помощь поступает в форме льготных цен на нефть и газ, дешевых кредитов и прямых дотаций. По оценкам “Форбс”, только в период с 2001 по 2011 год российские субсидии составили более $60 млрд. Средства предоставлялись взамен на лояльность и политическое союзничество. Для режима Лукашенко это означало возможность исполнять негласный социальный контракт: правительство обеспечивает видимую стабильность, номинально растущие зарплаты и пенсии, и получает молчаливое согласие населения на нарушение его гражданских и политических свобод. Однако ситуация может скоро измениться.

Так же как беларуская экономика зависит от России, Россия зависит от высоких цен на нефть и газ. Более половины доходов страны поступает от продажи углеводородов. Российский бюджет настолько зависим от нефтегазовых доходов, что обычные рыночные колебания способны привести к экономической и политической нестабильности в стране. Это ставит Кремль в деликатное положение, поскольку развитие сланцевого газа и вспомогательной инфраструктуры имеют потенциал принести далеко идущие рыночные сдвиги.

Стратегическое планирование “Газпрома”, российского газового монополиста, базировалось на рассчете, что цена на традиционный газ продолжит расти. Компания всерьёз не рассматривала необходимость инвестировать в новые технологии, вроде сланцевого газа и СПГ, когда еще был шанс конкурентно войти в этот рынок. Российская эйфория от заоблачных цен на энергоносители во второй половине 2000-х – первой половине 2010-х не позволила стране воспользоваться возможностью и своевренно отхватить свой кусок пирога.

Осознав, что поезд уходит, “Газпром” не придумал ничего лучше как инвестировать в пиар-кампании, направленные на дискредитацию той самой технологии, которую сам проигнорировал. Они подходят к вопросу двояко: выставляют разработку сланцевого газа как вредную для экологии в странах, где общественное мнение особенно чувствительно к такого рода вопросам; или как неприбыльную там, где большее значение придают экономике. “Газпром” заявляет: “это дорого и опасно”, хотя на самом деле имеет в виду “если не нам, то никому”, в отчаянной попытке сохранить свою долю рынка.

У них на это есть все причины. Согласно Администрации энергетической информации, независимому американскому статистическому агентству в области энергетики, цена сланцевого газа будет в четыре раза ниже той, что фигурирует в долгосрочных контрактах “Газпрома”. Топливо не только станет дешевле само по себе, но и возросшее предложение окажет давление на цены, опуская их еще ниже. Вместе с газом подешевеет и нефть – таковы экономические законы для взаимозаменяемых товаров. Все это – плохие новости для российского бюджета, который столкнется со значительным падением доходов.

Несмотря на все усилия “Газпрома”, развитие сланцевого газа на подъеме.

США уже полностью обеспечивают собственные потребности и превратились из импортера в экспортера сжиженного газа. Соответственно, ряд крупных экспортеров, которые до этого продавали СПГ в США, например Катар и Алжир, уже перенаправили свои потоки в Европу. В свою очередь Европа, основной для России рынок, активно ищет способы разнообразить поставки энергии и развивает инфраструктуру терминалов СПГ. Последнее – особенно тревожный звонок для России, которая транспортирует весь свой газ исключительно по трубам и просто не имеет технических возможностей ответить на вызов новой технологии.

Российское доминирование на энергетическом рынке Европы и ее нефтегазовые сферхприбыли могут получить финальный удар, когда европейские страны начнут разработку своих собственных месторождений сланцевого газа. Крупнейшие на континенте запасы расположены в Польше и Украине, которые с радостью воспользуются возможностью вырваться из энергетической хватки Москвы. Геологическая разведка также ведется в Великобритании, Германии, Румынии, Дании и Венгрии, а Еврокомиссия заявляет, что промышленное бурение может начаться уже в 2015 году.

Низкие цены на энергоносители и потеря части рынка поставят перед Кремлем два рода проблем. Первый – внутриполитические: экономический упадок может привести к общественному недовольству и даже уличным протестам, тогда как массированно субсидируемые сепаратистские регионы, такие как Чечня, могут вернуть на повестку вопрос военной безопасности. Второй род проблем – внешнеполитические: из-за нехватки ресурсов на залатывание дырок в своей стране Кремль едва ли будет способен продолжать поддержку своих союзников.

Для Беларуси это означает, что правительство перестанет получать “дружеские бонусы”, что подорвет его позиции внутри страны. Без подпитки из России власти будут неспособны поддерживать уровень жизни, а экономика впадет в рецессию. Государству принадлежит от 70 до 80% хозяйства страны, а это значит, что в возможных росте безработицы, падении зарплат и задержках платежей люди обвинят правительство.

Общественное недовольство может привести к народным волнениям: раз правительство неспособно продолжать выполнять условия социального контракта, граждане, вероятно, потребуют назад свои права и свободы, подталкивая власть к экономической и политической либерализации. Подобная ситуация уже сложилась во время финансового кризиса в 2011 году. Еженедельные протесты, акции автомобилистов и потребителей, заметное ухудшение экономики, гиперинфляция и стремительное падение уровня жизни заставили правительство начать всерьез говорить о реформах. Только новый кредит из России позволил властям в очередной раз свернуть реформенную повестку.

Когда закончатся деньги, Россия может быть слишком занята собственными проблемами, чтобы прийти на помощь Лукашенко. Под общественным давлением и без поддержки Москвы правительству придется либо начать давно необходимые реформы, либо уйти.

Так или иначе, экономические трудности запустят политические перемены. В Беларусь такие перемены может принести неожиданный политический игрок – сланцевый газ, изменяющий мировой энергетический рынок.

Алесь Чернякович

По материалам: charter97
kuznecov