Политические новости

Ловушка для Путина в 42 млрд долларов, – Bloomberg

Для того, чтобы объективно оценивать финансовое состояние России, необходимо учитывать наличие такого ее региона, как, например, Чукотка,- территорию, отделенную от Аляски узким проливом.

Властями чукотского региона была допущена ситуация, при которой уровень долгов составил 144 процента относительно дохода, что согласно исследованиям агентства Standard & Poor ‘s является самым высоким показателем в России. В похожей ситуации находятся Белгородская область, расположенная недалеко от Украины, и три республики Северного Кавказа. В этих регионах соотношение достигает 100 %.

У Владимира Путина остается все меньше времени, чтобы справится с этой проблемой, которую он сам же и спровоцировал еще в 2012 году, издав приказ увеличить социальные расходы. Следствием этого распоряжения стало удвоение долговой нагрузки более чем в 80 регионах России – до 2,4 трлн. рублей (42 млрд. долларов) – за последние пять лет. Напряжение финансовой ситуации будет критически расти на протяжении и последующих двух или трех лет, повышая риск необходимости выделения спасительных траншей из федерального бюджета, который и так впервые с 2010 года является дефицитным, сообщают в S & P.

“Дефолт даже одного крупного региона может заблокировать доступ на рынок Министерству финансов”, – говорит Карен Вартапетов, заместитель директора московского офиса S & P. “Именно сейчас у федерального центра есть возможность помочь регионам. В последующие три года, ресурсы областей будут последовательно истощаться, в то время, как их долги будут расти. Это повлечет резкое повышение рисков”.

Усугубляющийся дефицит

Дефицит муниципальных бюджетов РФ растет как снежный ком. Наложенные из-за конфликта в Украине санкции запрещают доступ к рынкам капитала, заставляя местные органы власти для финансирования социальных затрат прибегать к более дорогим банковским кредитам.

Данные агентства Moody ‘s Investors Service говорят о падении показателя региональных продаж в текущем году на 53 процента, в то время, как заимствования местными органами управления вырастут на 25 процентов, что обусловлено расходами на здравоохранение, образование и коммунальные услуги.

Дополнительное давление ставит регионы в опасное положение. «Вероятность дефолтов все выше и выше», предупреждает S & P. По крайней мере, в одном регионе выплаты основного долга по банковскому кредиту в первом квартале были задержаны.

Общий дефицит местных администраций составляет 625 млрд. рублей, что на 42 процентов больше чем в 2014 году, сообщает S & P. По информации, представленной в последнем докладе московской Высшей школы экономики, семьдесят пять регионов России имели дефицит бюджета в прошлом году.

Проблемы рефинансирования

Белгородская область, население которой составляет 1,5 миллиона человек – одна из пяти муниципальных заемщиков, сумевших в этом месяце получить 5,3 млрд. рублей в качестве пятилетних облигаций в виде купонов под 12,65 процента. Это сопоставимо с купонами под 8,3 процента по семилетним облигациям, проданными в 2013 году. Доходность по Белгородским облигациям с погашением в июне 2020 выросла на восемь базисных пунктов до 13,26 процента с начала торгов 8 июля.

Власти Москвы пытаются облегчить кризис, помогая регионам заменить облигации и коммерческие займы на льготные кредиты из федерального бюджета, со ставкой 0,1 процента в год. Россия выделяет на это в 2015 году 310 млрд. рублей.

Тем не менее, местные органы власти продолжают полагаться на коммерческие кредиты, увеличив свой банковский долг с начала 2014 года на четверть – до 1 трлн. рублей по состоянию на 1 марта, говорят данные Центробанка.

В условиях падения экономики, риски дисбалансов региональных бюджетов в этом году, вероятно, только вырастут, заявил Центробанк в июне.

“Из-за высокой долговой нагрузки, доступ для некоторых регионов к рыночным источникам финансирования может быть частично закрыт”, – сообщает Центробанк. “Кроме того, эти регионы могут иметь трудности с рефинансированием существующих задолженностей, ведь банки становятся все более внимательными в оценке региональных рисков”.

innika