Нужно отдать России занятые сепаратистами территории и Крым, а взамен потребовать от Запада членство в ЕС и реальную финансовую помощь – не меньше $150 млрд, пишет на портале НВ публицист, политический аналитик, президент международного PR-агентства The Willard Group Майкл Виллард.
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне».
По легенде, эта детская песенка посвящена английской пушке, упавшей с крепостной стены во время битвы 400 лет назад. Сейчас это подходящая метафора для разрушенного войной Донбасса.
Даже «вся королевская конница, вся королевская рать» не сможет собрать его в единое целое – слишком много потеряно жизней, имущества, слишком много ненависти породила война с пророссийскими сепаратистами.
Со временем все меньше украинцев будут готовы сражаться за относительно небольшую часть территории Донбасса, которая, по сути, разрушена. Если вы не родом из Донбасса, и вас просят отправиться на восточный фронт, чтобы воевать за людей, которым не нравитесь ни вы, ни Украина в целом, о какой мотивации может идти речь?
Я бывал в Донецке много раз, какое-то время у моей компании даже был там небольшой офис. Я выступал перед студентами Донецкого университета. У меня были друзья в Донецке, хотя сейчас большинству из них пришлось уехать из родного города. Иными словами, мне больно смотреть, во что превратился этот регион.
Когда я предложил свой мирный план несколько недель назад, я писал не о том, что мне хотелось бы видеть, а о реальной ситуации. Я очень хочу, чтобы Крым вернулся в Украину, а Россия прекратила разжигание войны в восточных регионах. К сожалению, в реальности это невозможно.
После стольких смертей (официально 6 000, но эта цифра явно приуменьшена), уничтожения предприятий и домов, в регионе еще долго будет царить ненависть – и после второго Минска, и, возможно, после десятого. Сейчас интенсивность боев несколько снизилась, но, судя по всему, перемирие будет непродолжительным. Обе стороны опасаются, что противник просто перегруппировывается, чтобы снова напасть. Возможно, следующей целью боевиков станет портовый город Мариуполь.
Украина тратила больше миллиарда долларов (около 35 млрд гривен) на социальные и прочие выплаты в Донбассе. Многие экономисты отмечали, что регион дотационный. В экономическом смысле это действительно так – угольные шахты убыточны, доход от металлургических заводов сомнителен, а на энергетические субсидии уходили огромные средства. Но проблема в политическом аспекте конфликта.
Руководство страны не хочет отказываться от суверенитета над Донбассом, но Украине необходимо это сделать. Власть должна думать не о потере Крыма и части Донбасса, а о долгосрочных интересах государства.
Факты таковы:
1. Пока Владимир Путин жив, Крым для Украины потерян. Ни один российский лидер, включая главного оппонента Путина, Алексея Навального, не решится вернуть полуостров Украине, опасаясь политических последствий.
2. НАТО не хочет брать на себя ответственность за Украину в нынешней ситуации. По тем же причинам Альянс не вмешался в российско-грузинскую войну в 2008 году.
3. Украина может нанести России серьезный ущерб, но победить в полноценной войне неспособна. Даже если США предоставят ей летальные оборонительные вооружения, на что я очень надеюсь, Россия может поднимать ставки до бесконечности.
4. Донбасский регион, как я уже говорил, лежит в руинах. Большая часть его инфраструктуры разрушена, в регионе полно бандитов и преступников. Такие же бандиты сидят в руководстве самопровозглашенных республик. Инфраструктуру можно восстановить, но от взаимной ненависти так просто не избавиться.
Так что я предлагаю вернуться к моему мирному плану – с некоторыми поправками:
Украинское руководство может продолжать говорить о возврате Крыма, но признать, что в обозримом будущем это невозможно. Не стоит напрасно тратить энергию.
Украине нужно попросту отказаться от Донбасса до линии, обозначенной первыми Минскими договоренностями и обратиться к миротворческому контингенту ООН за помощью в поддержании стабильности на Востоке.
Также следует отказаться от идеи вступления в НАТО в ближайшем будущем. В нынешних обстоятельствах этого не случится.
Украина должна снабжать Крым водой и электроэнергией, но пусть Россия платит за них по рыночной цене, как и Украина за российский газ.
С международными партнерами нужно договориться о четкой сумме помощи, чтобы Украина могла восстановить свою экономику. Греция получила $300 млрд. Украина должна получить не меньше половины от этой суммы за то, что предотвратит общеевропейскую войну.
Иными словами, Украина обязана сделать все ради мира. Запад, в свою очередь, должен предоставить ей летальные вооружения и ужесточить санкции против российской элиты – в противном случае за провал мирной инициативы ему будет некого винить, кроме себя.
Мирный договор с РФ на этих условиях должен сопровождаться резкой активизацией процесса принятия Украины в состав ЕС. Это обязательное условие.
Украина переживает серьезный кризис. Но кризис – это всегда новые возможности. У Украины есть серьезные рычаги давления на Запад – ведь только от нее зависит, перерастет ли конфликт на Востоке в полномасштабную войну, которая дорого обойдется Европе. Иными словами, Украине следует использовать те карты, которые ей выпали, но смотреть в будущее вместо того, чтобы постоянно оглядываться назад.