Днем 31 июля Европейский Союз официально сообщил о введении санкций против “большой пятерки” российских государственных банков, считающихся одновременно кошельками режима. В европейский список вошли Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. В совокупности с санкционным списком российских банков, ранее составленным Соединенными Штатами, можно без особых колебаний сделать вывод о грядущей деградации российской финансовой системы, которой придется стать герметичной.
О том, что Запад может разрушить российскую финансовую систему без особого ущерба для собственной экономики, говорили буквально с первых дней украинского кризиса. Российские чиновники в ответ только отвечали, что их западные партнеры все равно никуда не денутся и не перестанут покупать нефть и газ. Европейцы и не перестают – но только продажа нефти и газа тоже является частью глобальной экономики. Если продавать энергоносители, но не иметь возможности правильно размещать полученные средства, то экономику не спасут даже накопленные ресурсы. Кроме того, технологические санкции Запада могут значительно уменьшить потенциальные объемы российской нефте и газодобычи: без новейших технологий, разработки новых месторождений и в условиях неконтролируемого и варварского подхода к использованию уже существующих скважин – российские энергетические гиганты просто обречены. Добавим к этому политику диверсификации поставок энергоресурсов Евросоюза и фактический отказ Газпрома от продажи сырья крупнейшему клиенту монополиста – Украине. И получим ответ на вопрос из кроссворда “могильщик России из пяти букв”. Можно уже ставить бюст на родине героя.
Советский Союз, о котором так горюет Владимир Путин, все это уже проходил. Знаменитая поправка Джексона-Вэника, ограничившая торговлю и обмен инновациями со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека, буквально за десятилетие превратила первое в мире государство победившего идиотизма в технологически отсталую страну – между прочим, последствия применения этой поправки мы с вами ощущаем до сих пор. На фоне этой отсталости управлявшие тогда СССР маразматики втянулись в гонку вооружений с единственной в мире супердержавой (потому что Советский Союз этой супердержавой не был, а казался) – и благополучно рухнули.
Россия супердержавой даже не кажется – разве что в фантазиях определенной части своего общества. Но Путин уверенной рукой ведет своих сограждан к пропасти, в которой они уже побывали. И это при том, что у Советского Союза не было той ахиллесовой пяты, которая есть у России – интегрированной в мировую экономику финансовой системы.
Без этой финансовой системы российским властям придется забыть не только об экономическом росте. Придется забыть об обновлении промышленности, инвестициях, импортозамещении, социальных программах. Зато придется вспомнить об инфляции, скачущем курсе рубля, обвале цен на недвижимость, замороженных депозитах – в общем, всей той прелести 90-х, от которой Путин якобы избавил своих соотечественников.
Единственным отличием той эпохи от времени нового краха России будет то, что ее нынешним властителем удалось почти полностью избавиться от разных “национал-предателей”, перестройщиков, оппозиционеров и прочих нытиков.
На этот раз Россия будет тонуть в полной тишине.