Политические новости

Как инвесторы отреагировали на украино-российские договоренности,- инвестбанкир

Колонка инвестбанкира Сергея Фурсы

Где-то далеко и одновременно очень рядом уже начинают праздновать: развешивают фонарики, поют песни, включают по телевизору рекламу Coca-Cola. Многие письма уже не доходят до адресатов, устремляющихся в горы и на теплые берега. В общем, мир живет своей жизнью, отключая деловые телеканалы (по которым так часто теперь показывают Украину), начиная восхищаться не мужественными людьми на морозе, а милыми лосятами, пробегающими вдоль дороги. В общем, все идет своим чередом, все возвращается на круги своя. И даже красивая сказка всегда заканчивается, равно как и заканчивается любая, самая длинная программа количественного смягчения. Или, по крайней мере, начинает заканчиваться. Бен Бернанке как настоящий капитан корабля не смог уйти со своего поста, не повернув корабль на верный курс. Ответственный оказался дядька – видно, что дедушка из Украины. И, наверное, он не хотел, чтобы первое решение ФРС под началом миссис Йеллен было связано с болезненными шагами. Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

Так или иначе, на своем последнем заседании в 2013 году ФРС приняла решение о начале сворачивания программы количественного смягчения под номером 3. Никаких радикальных мер, конечно же, не последовало. ФРС снизила ежемесячный выкуп активов на $10 млрд. до $75 млрд., пообещав сохранить низкие ставки еще очень долго. Да и сам комментарий регулятора был крайне позитивным. Все это вместе привело к резкому росту рынка, уставшего бояться снижения объемов выкупа. В результате, утро пятницы, 20 декабря, индекс S&P500 начал на уровне в 1809,6 пункта, чуть откатившись от исторического максимума. Очередного в этом году.

Одновременно республиканцы и демократы успели достигнуть бюджетного компромисса, закрыв парламентский год на мажорной ноте. Так что по ту сторону океана все могут спокойно уходить на рождественские каникулы. А, как известно, когда хорошо в Штатах, – на всех фондовых рынках мира тоже неплохо. Разве что вот золото улетело куда-то ниже 1200 долларов, но, учитывая текущую любовь всего мира к риску, к защитным активам интереса мало. Еще бы и нефти завалиться куда-то ниже 80 долларов за баррель, но это уже из разряда мечтаний идиотов. А мечтания, впрочем, учитывая цикличность, иногда сбываются.

Ну а Украина… 17 декабря, ровно в 17:00 была подписана капитуляция… Простите, голос спекулянта был временно заменен на голос Левитана. Все дело в том, что спекулянт уже 2 дня как пьян, празднуя заключение сделки. И открывать шампанское он начал уже в момент прямой трансляции из Москвы. Более всех пьян, конечно же, пресловутый демонический немец из Franklin Templeton, который после нескольких бутылок шампанского по тысяче долларов должен был пригубить еще и немного виски со льдом. Впрочем, кто этих немцев знает, может он и не пьет совсем, но тогда он все равно был опьянён. И пьянило его ралли в украинских евробондах, крупнейшее из когда-либо виданных.

О потенциальных сделках Украины кричали так давно и так громко, что теперь на крик “Волки! Волки!” уже никто не обратил внимания. И лучше даже не считать, сколько заработал фонд на позиции в Украине, и не думать о том, сколько бонусов получат управляющие. Все, чего хотели спекулянты, Украина получила. В теории. Дешевый газ должен снять вопрос девальвации, прежде всего ожидания оной, что должно позволить массово печатать такие недостающие деньги (благо, векселя снова появились в проекте бюджета). Ну а $15 млрд. снимают вопрос дефолта Украины в краткосрочной перспективе. А долгосрочная вообще мало волнует спекулянтов.

В то же время, ралли коснулось пока только внешних рынков, а сама сделка при пристальном рассмотрении оказывается немного не такой оптимистичной. И газ дешевый выходит только на первый квартал 2014 года (дальше все будет зависеть от хорошего поведения), и из $15 млрд. пока можно вести речь только о $3 млрд., которые придут уже скоро в виде еврооблигаций (как прообраза счастья для российских пенсионеров). При этом они как бы придут, а потом как бы уйдут, потому как уже месяца три Нафтогаз за газ не очень-то и платил. Никто, конечно, не исключает, что договоренности могут реализовываться и дальше, – и мы увидим все $15 млрд. Где-то в терминале Bloomberg увидим.

Если эти $15 млрд. полностью упадут в предвыборную кассу украинской власти, то Россия станет крупнейшим держателем внешнего долга Украины. Диверсификация – наше все. Хотя надо не останавливаться на достигнутом, продолжая увеличивать долю России и доведя ее до 100%. Вот тогда можно будет с легким сердцем кричать “Караул!”. А потом – с легким сердцем возвращаться на публичные рынки. Право, забота о российских пенсионерах не является нашим основным занятием.

Так или иначе, ралли в Украине застопорилось. На рынке облигаций сначала пропали офера, потом появились биды, но резкого роста ставок и активной торговли пока не случилось. Может, все дело в том, что гривня как-то не спешит укрепляться под валом таких позитивных новостей? Так или иначе, покупатели не ринулись за бумагам, лишь обозначив, что, в общем-то, не против. Да и то – лишь банки. На рынке акций тоже бурный рост случился только в первый день после сделки. Учитывая, как дешевы сейчас украинские акции, это, собственно, и не удивительно. Основным драйвером роста стали акции Мотор Сичи. Инвесторы поверили, что сейчас Украина вместе с Россией начнет клепать сотни самолетов, ведомых вперед моторами этой замечательной компании. Странно, что не начал расти Мостобуд, особенно на фоне перспективы построить мост между Керчью и Россией, бессмысленный и беспощадный. Перспективы ведь у этих проектов примерно одинаковы.

kuznecov