Съемочной группе программы ТСН.Тиждень удалось попасть в самую середину войны - в село Гранитное Тельмановского района Донецкой области. Для оккупантов - это просто поле боя. А для украинцев - передовая, отступить от которой нельзя.
Наша первая попытка посетить село Гранитное была очень короткой. На броне – Василий, он был врачом на Майдане, оперировал людей прямо на улице, под фонарем. С марта – мобилизован в АТО. Не прятался от войны ни дня, только вот маме за девять месяцев так и не признался, где он.
Транспортер едет среди разбомбленного, разбитого села. Воронки на дорогах, развалившиеся дома. Откуда-то издалека слышится топот. Местным Федору и Владимиру это не мешает – скручивают последние детали из корпуса старой, совсем заржавели машины в чужом дворе. Такой здесь заработок.
Денег мужчины не видели уже несколько месяцев. Что делается вокруг, знают мало. С сентября не смотрели новостей – нет света. И некуда ехать, убежден Владимир.
“Я собрал за всю жизнь 100 000 гривен, вложил в дом, а меня из него выгоняют. Куда мне ехать? В Америку или в Россию? У меня нет денег, чтобы уехать. Я даже в Крыму ни разу не был”, – сетует Владимир.
На минуту у транспортера останавливается военная машина. Военные тоже не могут уехать, хотя с сентября не видели родных – хочется хотя бы в короткий отпуск – дома жены, дети.
Средь бела дня людей здесь практически не встретишь, боятся обстрелов, прячутся по подвалам. Местные утверждают, что детей в селе нет – вывезли. Однако съемочной группе удалось нескольких увидеть. В тот день время визита в Гранитное нам определил вражеский пулеметчик. И мы сделали еще одну попытку. И нам везет. Настоящий день тишины. Дома в Гранитном выглядят настолько разбитыми и старыми, как будто стоят здесь со Второй мировой войны.
Машина привезла в магазин хлеб. Покупают здесь только самое необходимое. Ритм жизни здесь определяют обстрелы и паузы между ними.
Главная цель боевиков – выбить тяжелой артиллерией украинский бригаду, которая держит передовую.
Наши военные вытащили из боя раненого русского и оказали медпомощь. Иначе бы умер. Парень – из Воронежа, потерял ногу и попытался объяснить, почему он здесь – мол, приехал спасать украинцев от “фашизма”. Но “фашистов” видел только в интернете и на телевидении – российско-пропагандистском. Такой себе обычный оккупант. Просто приехал в Украину убивать украинцев. А сейчас его даже немного жаль. Впрочем, у наших военных сейчас другие заботы.
День тишины на передовой означает приезд передвижной бани. И здесь это считается настоящим праздником. Есть вода, горячая.
Передовая – это особое место. Жизнь и смерть здесь рядом. И ребята вынуждены привыкать. В блиндаже – едва ли не единственное место в Гранитном, где есть свет. Хотя и работает от генератора, но светлее, чем где угодно.
Но хуже, говорят мужчины, – мыши. Они могут не только грызть продукты, но и ненароком сдетонировать гранаты.