Подходит к концу мистический для России, окрашенный в цвета преображенской лазури месяц, вошедший в историю и августом 14-го, и августом 68-го, и августом 91-го.
Месяц, в котором начинались войны и военные авантюры, случались перевороты, теракты, катастрофы, финансовые крахи, стихийные бедствия, и прочие неприятности, включая и событие, произошедшее в августе 1999 года – я имею в виду назначение Владимира Путина премьер-министром и одновременно провозглашение его преемником Ельцина на посту президента.
По моему глубокому убеждению, по своим политическим последствиям это событие стало одним из самых негативных в истории ХХ века, обернувшись для России нынешним экономическим кризисом, политической и духовной безвременщиной.
Если в оставшиеся три дня августа ничего ужасного не произойдет, то катастрофическая традиция в 2016 году будет опять нарушена – я говорю “опять”, потому что за последние четверть века это случалось. Правда, лишь несколько раз.
Но при этом нельзя сказать, что для путинского режима август миновал благополучно. Отнюдь нет.
Это был месяц репутационных потерь и политических неудач.
В этом списке — олимпийские и параолимпийские допинговые скандалы и унижения.
Неприятный эпизод, когда Россию скандальным образом выставили с военно-воздушной базы в Иране.
Рост числа жертв среди гражданского населения Сирии – в том числе в результате действий российской авиации, обеспечивающей поддержку с воздуха правительственным войскам, развернувшим новое наступление на город Алеппо.
В мире все больше задают вопросов по поводу продолжающейся поддержки Москвой режима Асада, использующего жестокие методы ведения войны.
Попытка Москвы обвинить Киев в организации якобы террористических актов в Крыму и бряцание оружием вдоль границ Украины привели лишь к тому, что в международной повестке дня вновь в полный рост встал вопрос о продолжающемся жестком антиукраинском курсе Путина.
Но самым важным политическим итогом августа – и самым неприятным для Кремля – является, по моему мнению, то обстоятельство, что именно в августе столь любезный Кремлю кандидат республиканской партии на пост президента США Дональд Трамп стал отчаянно проигрывать своему конкуренту на предстоящих выборах – Хиллари Клинтон.
Кажется, никогда еще в Кремле так откровенно не желали победы одному из кандидатов. Дошло до того, что официальные лица в США с почти 100-процентной уверенностью говорят о том, что за недавним хакерским взломом компьютерной сети Национального предвыборного комитета Демократической партии, стоят российские спецслужбы. И тут никакой Песков не сможет никого в Америке переубедить.
Более того: пожалуй, никогда еще в новейшей истории Америки российская тема не занимала столь важного места в повестке дня президентской предвыборной кампании, и никогда еще один из претендентов на пост президента не воспринимался значительной частью общественности как чуть ли не потенциальный агент влияния Москвы.
К этому привели благожелательные отзывы Трампа о Путине и Путина о Трампе, вышеупомянутая история с компьютерной атакой, скандальные публикации в крупнейших американских СМИ, разоблачающие связи ключевых фигур в предвыборном окружении Трампа с влиятельными людьми в Москве, в том числе, выходцами из спецслужб, а также в пророссийской части украинского истеблишмента.
В частности, особый “фурор” произвела история о том, что теперь уже бывший руководитель предвыборной кампании Трампа Пол Манафорт был советником беглого экс-президента Украины Януковича и, возможно, получал гонорары наличными из партийной “черной кассы”.
“После того” не всегда означает “вследствие того”, но в данном случае едва ли случайно, что Манафорт был уволен Трампом после того, как в Киеве были обнародованы записи в “амбарной книге” партии Януковича, где указанные миллионные суммы, которые были якобы выданы для оплаты услуг американского политконсультанта.
Плохая новость для президента России, не особенно скрывавшего, на чьей стороне его симпатии, состоит в даже не в том, что по всем последним опросам Хиллари Клинтон лидирует в целом по стране, и некоторые опросы дают ей преимущество в 7 и даже 10 процентов.
Как известно, сложная многоступенчатая система выборов в США устроена так, что подсчет голосов ведется в каждом штате в отдельности, и победителю отходят голоса всех выборщиков от того или иного штата. Так вот, уже сегодня американские социологи, анализируя предвыборные расклады поштатно, констатируют, что Хиллари может довольно уверенно рассчитывать на голоса 272 выборщиков. Это на два голоса больше, чем нужно для победы (270).
Даже если Трампу удастся заполучить все 112 голосов выборщиков в так называемых колеблющихся штатах, где опросы показывают минимальный разрыв между ним и Клинтон, их все равно не хватит для победы. А между тем в большинстве этих самых колеблющихся штатов лидирует Хиллари.
Есть большие сомнения, что Трампу удастся эту тенденцию переломить.
Первые две недели осени в Америке будут ясным знамением того, кто победит в ноябре. В новейшей истории США кандидат в президенты, в середине сентября лидировавший по итогам опросов, еще не разу не проиграл на выборах.
Поэтому если Хиллари Клинтон сохранит свое нынешнее преимущество до середины следующего месяца, потом лишь чудо или форс-мажорные обстоятельства помешают ей стать президентом США – как бы это ни было досадно Владимиру Путину.