На днях ВРУ приняла Заявление о признании России страной-агрессором и "определила статус" ДНР и ЛНР, как террористических организаций. Как говорится, лучше поздно…
Однако, с точки зрения законодательства Украины, подобные решения Парламента ничего не меняют по сути. О чем заявил министр иностранных дел Литвы Линкьявичус. Обычные политические заявления, подкрепленные нажатием сенсорной кнопки 270 депутатов.
Скорее, это дополнительный аргумент для президента П.Порошенко в его дипломатических баталиях и сигнал Европейскому Союзу, нежели коренное изменение нашей тактики и стратегии в этом вопросе. Почему? Да потому, что мы же не прерываем торгово-экономических, дипломатических и политических контактов со страной агрессором и руководителями террористических организаций. Значит, “гибридная война” подразумевает и “гибридный мир”. Установить, наконец-то, который пытаются ВСЕ заинтересованные стороны, включая США, Россию, Украину и Европу. Ведь история нас учит, что ЛЮБАЯ военная агрессия заканчивается за столом переговоров и распределением экономических дивидендов. Ведь ради этого, обычно, начинаются войны. Любые и всегда.
Это как в коммунальной квартире. Вы можете ненавидеть друг друга и не ходить в гости, но вы обречены пользоваться общей кухней и выходить в общий подъезд. Пока у нас с Россией “общий подъезд и общая кухня”. И с этим надо считаться. В этом и есть современная политика, когда нет постоянных друзей или врагов, а есть исключительно ИНТЕРЕСЫ. У каждого свои. Путину необходимо сделать Украину слабой, и значит, послушной и управляемой. Именно такую цель ставят в Кремле. А военная агрессия и помощь “сепаратистам” только метод ее достижения. ИМ не нужны наши территории, за исключением Крыма. Им необходимо установление полного политического контроля над военно-политической верхушкой нашей страны. Чтобы не дать нам возможности самостоятельного самоопределения. Чтобы удержать в своей “коммунальной постсоветской квартире”.
Для Украины цели иные. Прямо противоположные, можно сказать. Вырваться из “таежно-российских” объятий и отправиться в самостоятельное европейское плавание. С иными ценностями и приоритетами. С новой моделью экономики и модернизированной системой государственного управления. Но для решения этих глобальных задач одного международного “одобрямса” нашему духу и патриотизму маловато. Да и кредиты международных финансовых доноров могут сыграть свою роль лишь на старте нашего движения в сторону европейской демократии. Основную стратегическую задачу Украине придется решать самостоятельно.
Построить “новый дом с евроремонтом”. Глубокие экономические реформы, реальная (а не бутафорная) борьба с коррупцией, невзирая на лица, коренной слом судейской системы и приведение законодательства на современные рельсы – вот примерные задачи, стоящие перед украинской властью. Прикрывать отсутствие каких-либо позитивных результатов угрозой перманентного, но “постоянного российского вторжения” долго не получится. Максимум в распоряжении Правительства есть не более двух месяцев. Иначе, как говорили раньше, “нас не поймут”. Да и народ не простит. А это чревато…
Европа не меньше нашего заинтересована в установлении скорейшего мира на Востоке нашей страны. У нее своих проблем, в том числе экономических, хватает. Втянувшись в “марафон санкций” против Кремля, европейские лидеры осознают опасность того, что находиться долгое время между “молотом и наковальней”, т.е., между США и Россией в качестве буфера долго не смогут. Потому, европейцы очень заинтересованы в скорейшем диалоге за столом переговоров Киева и Москвы. В любом, даже Минском формате, с участием представителей ДНР и ЛНР. Поэтому ПАСЕ не торопиться объявлять эти организации террористическими. Причем, они готовы даже на то, что итогом этих переговоров станет сохранение Москвой части своего влияния на Украину. Главное, остановить военные действия, разрушающие все вокруг. Есть еще один аспект, почему в Европе хотят как можно скорее “утихомирить” разъяренного в своих геополитических амбициях “русского медведя”.
Этот аспект – назревающее недовольство их собственных, доморощенных европейских избирателей. Которые не понимают, а почему собственно, они должны кормить Украину. И страдать за нее. Ведь санкции против агрессора бьют не только в одну сторону. Они негативно влияют и на европейскую экономику. И в среднесрочной перспективе, это может плачевно сказаться на ситуации в целом. Поэтому, европейский политический истеблишмент посылает месседжи не только в Россию, но и нам. Что подтверждает последнее заявление Меркель про “возможность установления зоны свободной торговли с Москвой”. Да и МВФ не торопиться с помощью, ожидая от Киева реальных и прогнозированных действий. Мол, делайте что-нибудь уже. Перестраивайте страну. Сажайте воров и взяточников, ликвидируйте круговую поруку бюрократического аппарата, начните соблюдать Закон, проведите децентрализацию и прекратите строить свою политику исключительно в формате лозунгов. Мне представляется, нам следует прислушаться к этим не двусмысленным сигналам.
Что касается Вашингтона, то там Украина нужна исключительно в качестве форпоста с Москвой. Этакой буферной зоной для не распространения путинской империи на запад. И ради этого в США готовы на многое. Они готовы нам дать кредиты, они готовы вводить новые санкции против России, они готовы помогать в информационной войне. Единственно, на что США не готовы, так это воевать. Не смотря на Республиканский Конгресс и жесткую риторику Байдена. Но, главное, в Вашингтоне осознают, что дальнейшая эскалация способна уничтожить не только (и не столько) российскую экономику, сколько украинскую. Слишком разные у нас “подушки безопасности”. А потому, полностью оторвать нашу страну от России в ближайшей перспективе не получится. Учитывая, прежде всего, энергетический аспект и открытую границу. Более того, в Белом Доме понимают, что без смены Кремлевского руководителя Украина всегда будет под постоянным прицелом.
Исходя из этого, вывод напрашивается сам собой. Решение (или заявление) нашего Парламента о признании России страной-агрессором, как это не парадоксально, станет точкой отсчета к движению в обратную сторону. В сторону установления мира. Реального, а не “минского”. Со взаимными преференциями и уступками. Именно так (к счастью или сожалению) заканчиваются ВСЕ войны. Даже гибридные. Ведь военного победителя сегодня не будет. А значит, в процессе принуждения мировым сообществом России к миру мы обязаны использовать свой исторический шанс.
Какой? Осознать, наконец, что совково-азиатский принцип существования власти исчерпан. И нам следует трансформировать государство в систему координат цивилизованного демократического общества. Поэтому, в самое ближайшее время нам предстоит дать ответ двум вызовам на двух фронтах. Внешнем, с точки зрения окончания военных действий. И внутреннем, с точки зрения коренного слома изжившей себя системы коррупции, кумовства и беззакония. Ведь очевидно, что во многом происходящем сегодня мы виноваты сами. А наказания, как говорил капитан Жеглов, без вины не бывает. Так что, время обратного отсчета пошло.