Первая волна терроризма прошла по линии Харьков — Одесса, а вот вторая может распространиться на всю страну, пишет на портале НВ российский политолог Андрей Окара.
Нарастание террористических угроз в Украине в первую очередь связано с развернутой против нее гибридной войной. Сложно сказать — имеют ли теракты в различных городах Украины единый организационный центр или же они являются действиями разрозненных групп террористов. То есть подозревать и предполагать можно что угодно, но говорить определенно и доказательно намного сложнее.
Главным объектом воздействия террористов всегда является массовое сознание и поведение власти, поэтому теракты актуальны лишь тогда, когда они вызывают массовый страх и ужас, а также заставляют власть принимать иные решения и действовать иначе, чем изначально предполагалось. Таким образом, убийства и разрушения – лишь побочный эффект терроризма.
Терроризм является инструментом ассиметричного воздействия — именно на этом основана его эффективность, именно возможность получить массовый эффект при помощи незначительных средств делает его привлекательным для психологически ущербных людей с манией величия или с проблемами личностной нереализованности. Судя по стратегии агрессии в Украине, теракты призваны посеять панику среди населения и спровоцировать антивластные настроения и протестные акции. Это одна из технологий управляемого хаоса.
В России к терактам привыкли еще со времен первой чеченской войны. А в Украине за всю постсоветскую историю масштабных терактов практически не было. Да, убийство журналиста Георгия Гонгадзе, по-видимому, должно было спровоцировать радикальные политические перемены, однако массовых терактов и попыток посеять панику среди населения не было.
Подобные технологии появились в Украине лишь недавно — как часть гибридной войны. Поскольку в гибридной войне нет прямого лобового столкновения, нет возможности четко определить врага, и мы не можем быть абсолютно уверены, откуда придет угроза и какие формы она приобретет на сей раз. Кто стоит за терактами в Украине: не связанные между собой партизанские объединения, неорганизованные люди с неадекватной психикой — идеологические маньяки, или же некая относительно скоординированная сеть? А может, все теракты имеют одного заказчика, который отдает приказы своим агентам влияния в разных частях Украины и нажимает на адские кнопки как на клавиши рояля?
Мы можем рисовать какие угодно картины про кремлевских кровавых маньяков, желающих утопить Украину в крови, но это будут лишь наши фантазмы. Даже анализ почерка терактов, их логики и символических аспектов (например, совпадение с годовщиной чьих-то дней рождений или с символическими событиями на Майдане) немного дает — пока не пойманы их исполнители и организаторы.
Подавляющее большинство терактов имеют свою внутреннюю логику и являются относительно скоординированным процессом. Мы видим, что волна терактов происходит на концах воображаемой «Новороссии» — в городах, которые должны были бы стать рубежными форпостами этого образования. Понятно, что «Новороссия» не состоялась, поэтому главным движущим элементом терактов в этом регионе является нестабильное общественное мнение. Как оказалось, среди активного населения этих регионов противников «Новороссии» и самопровозглашенных ЛДНР не намного больше, чем явных или пассивных сторонников. Не следует себя успокаивать, что в этих регионах совсем мало «ватников» и москвоцентристов.
Возможно, логика терактов заключается в том, чтобы деморализовать противников «Новороссии» и в таком контексте провести некие спецоперации, направленные на захват органов власти или на изменение общественного мнения в пользу сепаратистской логики.
Учитывая разгоревшийся конфликт власти с группой олигарха и губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, можно ожидать повторения схожих событий и в Днепропетровске с окрестностями. Сейчас врагам и противникам Украины нужно будет раскачать именно противоречия по линии Коломойский — Порошенко. То есть первая волна терроризма прошла по линии Харьков — Одесса, а вот вторая волна может охватить всю Украину. Этого нужно остерегаться, поскольку никто не ждет подобного в Центральной или Западной Украине.
Соответствующие органы государственной безопасности, в частности, СБУ, должны тщательно заниматься тем, чтобы не допустить распространения террористической угроз в других городах. Пока главная опасность сконцентрирована в воображаемой «Новороссии», но все может измениться достаточно стремительно. Тем более целями террористов вполне могут стать: срыв мобилизации, недопущение поставок в Украину высокоточного оружия из США и Европы, расширение границ ЛДНР, создание Днепропетровской, Одесской, Харьковской «народных республик», уничтожение стратегических коммуникаций между регионами, актуализация Приднестровья.