Политические новости

Не стоит радоваться выводу российских войск с территории Украины, – российский политолог

Путин изображает дружелюбие накануне саммита G20 в Австралии.

Как всегда, перед очередной встречей с западными партнерами Путин делает попытку принять позу миротворца. В последний раз такое происходило 3 сентября, когда он начал активно звонить Порошенко и обсуждать возможность перемирия. Уже 4 сентября должен был состояться саммит НАТО в Уэльсе, а 5-го – саммит Европейского союза.

Сейчас Путина ждут две не менее важные встречи – сперва в Милане, а затем – на саммите G20 в Австралии. Так что российский президент решил снова прибегнуть к ходу, ставшему для него в преддверии важных международных событий традиционным: натянуть маску миротворца и имитировать готовность к диалогу.

Но никакого конкретного значения вывод российских войск с территории Украины не имеет и расслабляться рано. Завтра Путин может с такой же легкостью отправить их обратно. Ведь подобное уже было: сперва он получил от Совета Федерации разрешение использовать войска в Украине, затем это решение было отозвано, но на ситуацию, как и на наличие в вашей стране российских солдат, это никак не повлияло. Слова в данном случае ничего не значат: если Путин захочет, он с легкостью сменит тактику на противоположную, в соответствии с насущными целями. Сейчас ему выгодно тактическое отступление, поскольку нужно поехать в Милан и Австралию миротворцем.

то касается возможного стремления стабилизировать таким образом экономическую ситуацию – это быстро сделать не получится. Те же цены на нефть падают по достаточно объективным причинам, не зависящим от российско-украинских отношений. Поэтому нынешние телодвижения Путина – прежде всего, попытка найти аргументы для западных партнеров, чтобы те ослабили, а в идеале – и вовсе отменили введенные против России санкции.

Ведь окружение президента уже теряет миллиарды долларов. Сейчас этим людям приходится мириться с падением капитализации своих активов и нарушением стиля жизни, к которому они уже успели привыкнуть, включая поездки детей, жен и любовниц на Запад.

Но потери от санкций несут не только миллиардеры. Я, например, тоже теряю деньги, как и все обычные россияне: в результате этих санкций цены на продовольствие взлетели на 15-20%. Так что меры Запада вполне себе чувствуются в России, несмотря на всю браваду.

И дело не только в прямом эффекте от санкций, косвенный урон тоже дает о себе знать. Одним из таких моментов стало то, что российские банки, даже не попавшие в санкционный список, больше не могут брать кредиты на Западе. А это очень серьезный удар по российской экономике, и Путину, вне всякого сомнения, хотелось бы избавиться от этой удавки. Именно поэтому в ближайшее время он будет пытаться выглядеть дружелюбным. А дальнейшее его поведение будет зависеть от новых тактических задач, которые встанут перед хозяином Кремля. Путин – не стратег, он как раз тактик, и работает по принципу «день простоять да ночь продержаться». И первоочередная задача российского президента на сегодняшний день, которой он отдаст все силы – ослабление санкций.

Пока рано говорить о том, что Путин может быть свергнут своим ближайшим окружением, которому надоест терять деньги и мириться с арестами зарубежных активов из-за санкций. Но такая вероятность непременно возникнет, если санкции будут продлены на неопределенный срок, а впоследствии – еще и усилены.

Например, сейчас широко обсуждается идея отключения банков России от системы SWIFT-платежей, предложенная премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Лишение банков РФ возможности проводить трансферы через эту систему будет иметь очень серьезные экономические последствия.

Даже сейчас звучат слова людей из близкого окружения Путина, экс-министра финансов Алексея Кудина и председателя правления Сбербанка Германа Грефа – об ухудшающемся состоянии российской экономики. Так что переворот не произойдет сегодня или завтра, но это потенциальная угроза правлению Путина, и ему волей-неволей придется с таким риском считаться.

Андрей Пионтковский

По материалам nvua.net
rebrov