Воспользоваться революционерами и патриотами, а затем распустить их и поставить вне закона – это путь, который приведет к новым потрясениям
Об этом пишет политолог директор по стратегическому планированию агентства Гайдай.Ком Сергей Гайдай.
Нынешний конфликт между действующей украинской властью и Правым сектором был изначально запрограммирован самой ситуацией, в которой появились добровольческие батальоны. Такие конфликты всегда возникают в подобных исторических обстоятельствах.
Я не устаю говорить, что Майдан – это украинская буржуазная революция, наподобие Великой французской, просто произошедшая на 200 с лишним лет позже. Задача любой революции – произвести смену правящих элит. Весь правящий класс, образовавшийся за 23 года нашей независимости, сегодня дошел до крайней точки в своей неспособности управлять государством в сложившейся ситуации. Но просто так сбежать в Россию, как Янукович, или уйти на покой и заниматься частным бизнесом у него не получится. Он будет до последнего держаться за власть.
И пусть ни у кого не будет иллюзий: те, кто сегодня находится при власти – это все та же старая «элита», которую необходимо отправить на свалку истории. И всем, кто задается вопросом: «Когда же в стране начнутся реальные преобразования?», могу ответить: ровно тогда, когда произойдет ротация старого правящего класса принципиально новой элитой.
Конфликт нынешней власти с Правым сектором показателен. Наш правящий класс уничтожал прежнюю армию и не допускал существования в этой стране настоящих сильных вооруженных сил, поскольку интуитивно чувствовал в них угрозу для себя. Настоящая элита в принципе не может иметь никаких коммерческих или личных, корыстных интересов, присущих обычному гражданину. Все личное благополучие такой элиты сводится к абстрактным вещам, которые базируются на задачах выживания нации и ее конкурентоспособности в мире в долгосрочной перспективе. Самый большой интерес в жизни человека претендующего на свое место в национальной элите – изменять этот мир, влиять на преобразования в обществе, строить новое государство.
Наиболее эффективным инструментом элитогенеза всегда была и остается именно армия. Когда юный мальчик оказывается перед выбором: оставаться обывателем, строить семью и личное благополучие, заниматься предпринимательством или посвятить всю свою жизнь государственным интересам, отказаться от личных благ и получить взамен абсолютно абстрактные вещи: славу, признание и возможность управлять обществом, именно армия и является тем «ситом», которое отсеивает и выводит в элиту людей, способных идти таким путем.
Наша прежняя правящая верхушка делала все для уничтожения армии, и к концу правления Януковича вооруженные силы в нашей стране практически прекратили свое существование. И это была не глупость, недальновидность или заблуждение, как кому-то может показаться. Это был элементарный инстинкт самосохранения. Потому что если бы в нашей стране была сильная, патриотично настроенная армия, то такой коррумпированной псевдоэлиты просто не могло бы возникнуть. Или ее ждала бы целая цепочка военных переворотов, и долго у власти она все равно не удержалась бы.
Но сама ситуация внешней агрессии запустила механизм элитогенеза. На тот момент у нас все еще оставался прежний армейский механизм, который медленно умирал. И дело было не в том, что отменили призыв. А в том, что во главе армии стояли архаичные, продажные, неэффективные «паркетные» генералы, служившие и служащие той самой псевдоэлиты. Более того, практически все руководство Минобороны и Генштаба и сегодня состоит все из тех же людей.
Наряду с этим у нас возникла другая армия, добровольческая. Люди идеологизированные, авантюрные, способные видеть свое благополучие не в конкретных материальных накоплениях, а в подвигах, в славе, в борьбе с врагом. И сегодня мы видим простую вещь: прежний правящий класс остался на своих местах, и перед ним стоит такая же задача самосохранения, как и у предыдущей власти.
Попытка разоружения Правого сектора – это отнюдь не наведение порядка и не отклик властей на просьбы трудящихся, которых не устраивает наличие в стране незаконных вооруженных формирований. Пытаясь уничтожить Правый сектор и другие добровольческие формирования, нынешняя правящая верхушка всего лишь старается устранить фактор, который мешает ей сохранить прежнее коррупционное и феодальное государственное устройство, мешает вечно оставаться им у власти, которую они используют для личного обогащения.
У нынешней украинской власти в ситуации с Правым сектором было только два пути. Первый – мудрый и дальновидный: не разоружать добровольцев, объявляя борьбу с незаконными вооруженными формированиями. А вместо этого – напротив, вооружить все население страны, легализовав право граждан на самооборону и защиту своей территории от врагов. Этот путь мог бы привести к созданию сильного государства свободных вооруженных людей.
Украинцы это заслужили – и своей борьбой на Майдане, и тем, что добровольно, без всякого участия власти пошли защищать свою родину от внешнего врага. И тем, что до сих пор за свой счет содержат и снабжают своих защитников, невзирая на наличие в стране неработающего Министерства Обороны, пожирающего госбюджет. А это тоже наши деньги, собранные в виде налогов. И тогда никаких незаконных вооруженных формирований на территории Украины не было бы, потому что вооружены были бы все. Украина постепенно стала бы одним большим законным вооруженным формированием.
А параллельно с этим необходимо демонтировать старую неэффективную армию «паркетных генералов», создавая, в том числе и на базе добровольческих батальонов, армию новую, современную и эффективную. Сделав добровольческие формирования основой новой украинской армии, и привлекая в ее ряды наиболее эффективные кадры из старых вооруженных сил, украинская власть поступила бы мудро и дальновидно.
Но власть пошла другим путем. Запреты никогда не работали. Да, бороться с войсковыми преступлениями, мародёрами, беспредельщиками нужно. И войсковые трибуналы и право расстрелять за неподчинение должны быть. Но попытка воспользоваться революционерами и патриотами, защитившими от внешней агрессии, в том числе и эту власть, а затем неблагодарно их распустить и поставить вне закона – это путь, который рано или поздно приведет к созданию новых поводов для будущих революционных потрясений.
Вместо того чтобы использовать революционные кадры для создания новой украинской армии, украинская власть толкает их на новые баррикады в борьбе с самой собой. Только выиграть этот бой у нынешней правящей верхушки нет никаких шансов. Даже Янукович, который имел четко выстроенную вертикаль власти и мобилизовал на свою защиту хорошо организованных, оснащенных и довольно профессиональных силовиков, не смог устоять. А у этой власти и подавно нет никаких шансов противостоять вооруженному народу. Потому что разоружить в этой стране уже никого не удастся.
То, что мы видим сейчас – это судорожные попытки старой системы обеспечить себе еще пару лет существования у кормушки, сделав невозможным приход новых пассионариев к власти. Думаю, это не только не спасет их, но и сделает уход более трагичным.