Балканский полуостров находится на краю империй. В регионе с его винегретом из национальностей, религий и политических движений были равные условия для конкурирующих мировых держав на протяжении всей его истории.
Россия соперничала с Австро-Венгерской и Османской империями за влияние на территорию в 19 веке. Во времена холодной войны Югославия стала ареной борьбы между СССР и Западом, несмотря на официально внеблоковый статус после Второй Мировой Войны. В 1991 году страна распалась. А распад Советского Союза оставил Москву без возможности находиться в близком контакте с зачинателями новообразованных государств в период становления их независимости, эта задача легла на плечи Европейского Союза. С тех пор Запад господствует в балканских государствах в экономической сфере и сфере безопасности, рассказывают в своем отчете эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Однако, как напоминают аналитики, Россия все равно поддерживала свои позиции на Балканах. И сегодня, по мере углубления разногласий в Европейском союзе и неуверенности внутри Организации Североатлантического договора, Москва вновь сосредоточила свое внимание на регионе. Стабильность на Балканах была такой горячей темой на встречах президента России Владимира Путина с Кремлевским Советом безопасности в этом году. Он даже отметил, что эта стабильность является главным приоритетом для Москвы. Инциденты вмешательства России на Балканах присутствуют. В то же время возникают вопросы о том, станет ли это следующим театром в продолжающейся борьбе Москвы против западной мощи и единства. В конце концов, разжигание напряженности в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине и Македонии является для российской власти удобным средством для усиления своего влияния и дальнейшего отвлечения Запада, считают в Stratfor.
Бряцание оружием в Сербии
После окончания “холодной войны” Сербия, в отличие от многих своих соседствующих с Западом стран, осталась в центре динамики Россия-Запад. Страна использует свои культурные и религиозные узы с Россией, чтобы поддерживать прочные отношения с Москвой, но также намерена продолжать членство в Европейском Союзе. Однако за последние два года влияние России в Сербии заметно возросло. По информации Белградского центра евроатлантических исследований, число российских СМИ и неправительственных организаций в стране с 2015 года выросло с менее чем дюжины до более чем 100. Две главные новостные сети Кремля – “Спутник” и “РТ” (ранее Russia Today) – начали предлагать телевизионные программы, онлайн-новости и радиопередачи на сербском языке. Кроме того, российская государственная газета “Российская газета” печатает в Москве широко распространенный еженедельник “Недельник” и отправляет его в Сербию. В публикациях часто используется антизападная риторика, например, говорится о бомбардировке НАТО в 1999 году и поддержке Москвой Белграда в ходе этого конфликта. И эта стратегия, похоже, работает. Опрос, проведенный в феврале сербским еженедельником Vreme, показал, что около 68% сербов предпочитают отношения с Россией отношениям с Европейским союзом, подчеркивают аналитики Stratfor.
В то же время Россия и Сербия в последние месяцы демонстрируют свои военные связи. В октябре 2016 года в Сирию отправился российский самолет, в котором было 40 тонн продовольствия, одежды и медикаментов из Сербии. В следующем месяце российские и белорусские военные проведут тренировки в Сербии, чтобы они совпали с учениями НАТО, проходящими через границу в Черногории. Более того, правительство в Белграде получит в течение нескольких недель шесть истребителей Миг-29, десятки танков и боевых машин в подарок от Москвы, которая также предложила продать им зенитные ракетные комплексы “Бук”.
Как утверждают в Stratfor, большая часть всех этих событий – это политический театр, призванный апеллировать к националистическим избирателям Сербии накануне президентских выборов 2 апреля. Но под политиканством Белграда скрывается напряженность между страной и соседними государствами, в частности Косово, независимость которого Сербия не признает. В январе они практически столкнулись с конфликтом, когда правительство Косово развернуло специальные полицейские силы, чтобы остановить поезд, идущий из Белграда на северную территорию, где проживают главным образом косовские сербы, на поезде была написана фраза “Косово – это Сербия” на 21 языке. Отвечая на этот инцидент, президент Косово Хашим Тачи обвинил Сербию в попытке использовать “крымскую модель” для захвата северной части своей страны. Между тем министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич позвонил своему российскому коллеге, чтобы попросить о поддержке, выражая опасения, что приближается новая война.
Как создать кризис
Теперь, когда Косово вновь играет с идеей превращения своих вооруженных сил безопасности в добросовестную армию, отношения между двумя государствами становятся все более напряженными. Соединенные Штаты и другие члены НАТО угрожают прекратить поддержку и защиту Косово, если план будет выполнен. Тем не менее Тачи направил законопроект об утверждении регулярной армии в законодательный орган, сославшись на недавние военные соглашения Сербии с Россией и влияние Белграда в северном Косово в качестве основания для этой меры. Правительство в Приштине обеспокоено тем, что у Запада не будет времени или внимания, чтобы посвятить сохранению девятилетнего суверенного государства в безопасности. И если между Косово и Сербией будут оставаться напряженные отношения, Россия может использовать их для создания полномасштабного кризиса на линии фронта.
Фактически в настоящее время Москва сталкивается с обвинениями в том, что она пыталась провернуть подобное в Черногории. Правительство страны обвинило российские спецслужбы в заговоре с целью покушения на Мило Джукановича, который тогда был премьер-министром, накануне парламентских выборов в октябре, чтобы помешать его участию в членстве в НАТО. По словам бывшего главного прокурора Черногории, бывший заместитель военного атташе России в Польше, который был изгнан из Варшавы в 2014 году за шпионаж, организовал этот план. Плюс ко всему, Джуканович сказал, что Москва вливает деньги в парламентские кампании страны в преддверии выборов. Сербия задержала и депортировала группу россиян, обвиняемых в планировании переворота, в течение нескольких недель после голосования, а еще 21 подозреваемый был арестован в Черногории. Со своей стороны, Москва отрицает свою причастность к заговору и обвиняет правительство страны в фальсификации событий, чтобы отбросить его в негативном свете. Несмотря на это, предстоящие в 2018 году выборы могут дать России еще одну возможность посеять семена раздора в хрупком правительстве Черногории.
Референдум о влиянии России
В Stratfor уверены, что голосование в Боснии и Герцеговине могло бы дать Москве шанс увеличить ее влияние. Президент республики Милорад Додик призвал к референдуму в следующем году о независимости Республики Сербской, в которой проживают главным образом православные сербы. (Предложение напоминает “референдум” в Крыму). Додик, который впервые предложил референдум в ходе своей кампании по президентству в 2014 году, не скрывал своих связей с Кремлем. За две недели до президентских выборов он совершил поездку в Москву, чтобы встретиться с Путиным, а в день выборов связался с российским ультранационалистом и пропагандистом Константином Малофеевым. Малофеев – агент советника президента России Владислава Суркова, отмечают аналитики Stratfor. Сообщалось, что оба они организовали и финансировали “референдум” в Крыму. Более того, он прибыл на день выборов с группой русских казаков, которую позже видели на улицах возле избирательных участков.
Додик сумел добиться лишь незначительной победы в голосовании, что ограничило влияние России в Боснии и Герцеговине. Тем не менее все больше российских СМИ проникают в страну через сербскую границу в течение последних двух лет, чтобы распространить слово Москвы. Несмотря на то, что избиратели в Республике Сербской разделены по вопросу об отделении, кампании в средствах массовой информации в Кремле, скорее всего, будут нарастать по мере приближения возможного референдума.
Распространение дезинформации
В основном Македония уже находится в гуще российской дезинформационной кампании. МИД России обвинил Европейский Союз и Соединенные Штаты в поддержке сепаратистских движений среди албанского меньшинства хрупкой страны, которое составляет 25% населения. В течение последних нескольких недель члены албанской общины Македонии вышли на улицы с протестами против своего правительства. По мнению Москвы, Запад поддерживает эти акции в интересах создания так называемой Великой Албании. Согласно источнику Stratfor, посольства Германии и Австрии в стране пытаются противостоять пропаганде России, равно как и финансируемая США “Радио Свобода”. Несмотря на это, недавние опросы показывают, что большинство македонцев в будущем скорее обратятся за помощью к России, чем к Западу, потому что они сомневаются в приверженности западных правительств. (Вашингтон, как сообщается, планирует сократить финансирование для “Радио Свобода”, создав вакуум в македонских СМИ для заполнения Россией), подчеркивают в Stratfor.
Хотя нестабильность в Македонии бледнеет по сравнению с ситуацией в Косово или Республике Сербской, ситуация там представляет собой еще один пример деятельности России на Балканах. Разумеется, не все государства региона согласились с успехами Москвы: Хорватия, будучи членом Европейского союза и НАТО, активно работала над тем, чтобы российские или пророссийские СМИ не распространяли свою деятельность внутри этих стран, утверждает источник Stratfor. Другой член НАТО – Албания также попыталась противостоять российскому влиянию, поскольку СМИ Кремля расширили охват, включив в услуги контент на албанском языке. Тем не менее эти кампании обязательно будут продолжены. Для Москвы вмешательство на Балканах – это дешевое и высокодоходное дело. У правительства России нет иллюзий, что оно сможет выиграть и балканские страны будут на ее стороне. Вместо этого РФ рассматривает регион как осиное гнездо. Подстегивая конфликты, Москва могла бы создать череду кризисов, слишком глубоких для того, чтобы сдерживать Европейский Союз или НАТО, тем самым получая еще одну карту для того, чтобы играть на переговорах с Западом, подчеркнули аналитики Stratfor.