Политические новости

Откуда на Юго-Востоке Украины взялись сепаратистские настроения?

Многие думают, что почва протестных настроений - в плоскости федерализации и желания отделиться/стать частью России. Но это не причина, а следствие. Об этом пишет в своем блоге политический обозреватель Анастасия Соснова.

Причина лежит глубже. На самом деле, люди Юго-Восточного региона боятся не мифических бандеровцев, а безработицы.

Два года назад, когда я начинала работать с Юго-Восточным регионом, там уже были подобные настроения. Они вбрасывались систематически через местные СМИ, через корпоративные СМИ и подкреплялись больными фантазиями из разряда “Одна бабка сказала”.

Причины

Начало непростого пути Украины к интеграции с Евросоюзом совпало с началом мирового кризиса металлургического рынка. Устаревшие технологии, сокращение производства и объемов продаж металлопродуктов/угля, которые никоим образом не касаются евроинтеграционного направления, зародили стереотип и даже больше, страх, что Европейский Союз принесет безработицу, голод. Но мировой металлургический кризис начался не с выбора Украной Европы, а с мирового экономического кризиса. В частности, речь идет о сокращении экспорта металлургии, что сопровождалось спадом объемов производства, сокращением персонала на предприятиях и, как результат, фактической недееспособностью отрасли.

В июне 2008 года начался резкий спад на металлургическом рынке и снижение цен, спроса на металлопродукцию, что привело к панике как людей-работников отрасли, так и по всей стране, особенно на межбанковском уровне (из-за падения цены на сталь произошло сокращение золотовалютных резервов страны), что привело к удорожанию доллара уже осенью (хорошо же помним, да?).

Что это означало для украинской металлургической промышленности? Кризис снизил спрос на металл США и ЕС, что в свою очередь потянуло вниз цены на металл, в это же время Китай наращивал объемы производства и продажи в Юго-Восточную Азию. При устаревших технологиях и относительно высокой цене нашей продукции эти два фактора означали почти смерть украинской металлургии. Работники этой отрасли почувствовали это на собственной шкуре: массовые сокращения персонала и заработных плат загнали этих людей в угол.

Последствия

Далее к осени 2012 года наблюдалось снижение и проседание отрасли и украинской экономики), вплоть до полной остановки ферросплавных предприятий Коломойского. В то же время, Ахметов взял курс на Европу, а Россия начала с Украиной металлургическую войну.

“Наш партнер” Россия срывала контракты и забраковывала поставки украинских труб, проката, кокса, что привело ЕЩЕ к сокращению объемов производства, персонала, заработных плат. Целые цеха металлургических заводов были закрыты: мартены, коксовые батареи, агломашины и т.д.

Устаревшие технологии еще в начале 20-го века не оставляли возможности конкурировать с европейскими производителями. И люди это понимали.

Ахметов пошел на модернизацию своих мощностей, шаг за шагом и с помощью кредитов под гарантии Януковича, ой, государства. Начал сертифицироваться в Бразилии и Польши. НО! Россия продолжала НЕ покупать наши металлотовары, люди продолжали оставаться без работы, на смешных зарплатах. Они продолжали испытывать недостаточность дотирования региона (или, правильнее говорить, немыслимый уровень коррупции) и постепенно, с помощью информационных вбросов и работы пропаганды мнение “Европа = безработица” закрепилось в головах людей. И они усмотрели стабильность в России. Потому что знали, каким непрерывным потоком могут идти вагоны с продукцией в Россию. Потому что верили, если Украина станет частью Таможенного Союза, то объемы производства начнут расти. Потому что верят, что если они присоединятся к России, то станут снова флагманом мировой металлургии и угольной промышленности. НО. Почему это иллюзия? Россия последние н- лет занималась выстраиванием дублирующих заводов. Они продублировали ВСЕ ключевые наши заводы, оставшиеся после распада СССР.

Выводы . Пути выхода из общественного кризиса

Основной и, возможно, единственной причиной сепаратистских и федерализациооных мыслей является страх перед безработицей, модернизацией и новыми технологиями, которые могут прийти из Европы. Близкое месторасположение к границам России обусловило ностальгию по Советскому Союзу. Обеднение региона, снижение количества рабочих мест и объема производства посеяли страх покинутости и желание присоединиться к России. В то же время общественному кризису способствовали языковые конфликты и пропагандистская деятельность относительно прозападного Майдана.

Возможным выходом из конфликта может стать расширение полномочий региона: позволить выбирать самостоятельно губернатора, который может будет снят с должности решением Кабмина. Тотальный контроль коррупционной ситуации региона объединенной комиссией. Жесткая отчетность по денежным потокам со стороны губернаторов областей. Решение вопроса с языковым законом. Разрешить в конкретных, четко перечисленных случаях применение русского языка наравне с государственным (и главное, прописание механизма работы). Создание рабочих мест путем модернизации устаревших предприятий, даже частной формы собственности, в обмен на процент государственной доли.

По материалам «Корреспондент.net»
regional