Политические новости

В Украине очень трудно бороться с коррупцией

В современной Украине коррупция и воровство стали повседневной нормой не только для государственного аппарата, но и для вполне успешных частных структур

Министерство инфраструктуры проводит конкурсы на самые привлекательные должности в транспортной отрасли – генеральных директоров «Укрзализныци» и аэропортов «Борисполь» и «Львов». Одна из главных озвученных задач – победить извечную коррупцию на предприятиях. Задавшись вопросом, почему в Украине буксуют все реформы, направленные на борьбу с этой проблемой, можно прийти к неожиданному ответу – все дело в национальной «украинской мечте».

Национальная «украинская мечта» – красиво жить, как можно меньше работая. А самый простой путь для этого, по всеобщему мнению, стать начальником, а лучше – чиновником или силовиком. Но и просто менеджером среднего звена или завскладом – тоже неплохо.

Украинская народная мысль подразумевает, что человек, занимающий какую-то должность, не может не воровать – иначе он просто сумасшедший или хитрый подлец, разработавший такую схему воровства, которую окружающие пока не могут понять.

В современной Украине коррупция, воровство и коммерческий подкуп («откат») стали повседневной нормой не только для государственного аппарата, но и для вполне успешных частных структур. Пару лет назад собственник одного из ведущих ритейлеров страны на вопрос, зачем он держит матерого откатчика на должности начальника отдела закупок, ответил: «А чего мне переживать? Условия, которые он выдвигает поставщикам, меня вполне устраивают, а премию за это они ему платят сами». В результате можно сделать вывод, что «откат» – основа и движущая сила большинства деловых отношений.

Еще один бич Украины – кумовство, протекционизм «для своих». Причем таким методом командообразования не брезговали в разные времена даже главы государства Украина – с большим или меньшим рвением в зависимости от менталитета. Чего же после этого можно ожидать от какого-нибудь завхоза, который на должность резервного вахтера берет нерадивого племянника? И это ни у кого не вызывает не то что непонимания, но и малейшего осуждения. Разве только неприкрытую зависть: «Почему я не завхоз?».

Возьму на себя смелость утверждать, что в Украине не существует людей (во всяком случае, в верхнем и среднем эшелоне), которые более-менее регулярно не пользовались бы преимуществами коррупционных связей. Все вокруг «решают вопросы через кума».

Отсюда полное недоверие народа к любым действиям властей в целом, и любого конкретного чиновника в частности. Каждая попытка что-то решить, как-то помочь конкретному бизнесу вызывает шквал обвинений в коррупции. При этом в развитых странах министры и даже главы правительств являются основными «промоутерами» национального бизнеса на внешних рынках. А в Украине широкой публикой это однозначно трактуется как коррупция, поскольку все знают: никто из руководящих чинов не заботится об общем благе, а только ищет, где бы заработать самому.

Хотя иногда коррупция способна действовать и во благо развития государства. Так, именно коррупционность южнокорейского диктаторского режима в 60-70-е годы прошлого столетия позволила ввести запретительные пошлины и распределить госзаказы и дотации так, чтобы создать условия местным гигантам для формирования и выхода на мировой уровень. Но для этого нужна национальная ориентация элиты и нации в целом.

Украинская же элита давно обзавелась недвижимостью/бизнесом/видом на жительство в Европе, там учатся и живут их дети, а зачастую и они сами. Вслед за элитой туда же потянулся и верхний слой среднего класса – уже вовсе не являются исключениями начальник отдела в министерстве или менеджер крупной компании, прикупившие квартиру/коттедж в Болгарии/Черногории или даже Испании.

Рядовой украинец живет такими же мечтами: чтобы его дети жили «по-людски», в Европе – где-то в Праге, Милане или Лондоне. Отсюда и такая надежда на отмену визового режима с Евросоюзом. Полагаю, именно вера в то, что после подписания договора об ассоциации с ЕС будет введен безвизовый режим в Шенгенскую зону, позволила мобилизовать на Евромайдан сотни тысяч искренних протестующих.

В результате в Украине сложилось всеобщее мнение, что украинцы ничего не готовы делать бескорыстно. Поэтому так массово транслировался посыл, согласно которому «на Майдане/Антимайдане стояли только за деньги». Многие долго не могли понять, как это можно выйти и что-то делать просто из убеждений или по зову совести. Тем более что долгие годы «активность» участников митингов действительно оплачивали по твердому тарифу. Да и видео бунта «антимайдановцев» в поезде Киев – Запорожье, когда им заплатили меньше условленного, ярко подтверждает это.

Но люди, реально стоявшие на Евромайдане, знают, что им никто не платил. Кроме того, в ЕС официально проживает уже более миллиона граждан Украины. Большинство из них – добропорядочные граждане, у которых не бывает никаких проблем с правоохранительными органами.

Значит, мы можем быть приличными гражданами – не воровать и не давать/брать взяток, и делать что-то важное ради общего блага. Просто для этого необходимо изменить свое мышление:

– отказаться от убеждения, что решать вопросы «по блату» – это хорошо; это должно стать постыдным;

– отказаться от мысли, что воровать и брать взятки/откаты – это допустимо; подобное должно стать неприличным действием;

– воспитать в себе патриотизм, а возможно, и здоровый национализм – желание жить в Украине, которую в том числе мы сами сделаем лучше.

А пока этого не произойдет, система сумеет сломать любого нового честного гендиректора, найденного самыми лучшими «охотниками за головами». Или же за его спиной менеджеры среднего звена будут продолжать «пилить бабло» и «вострить лыжи» на Запад. Хотя им следует помнить судьбу самого могущественного украинского премьера, узника американской тюрьмы, и олигарха, застрявшего под домашним арестом в Вене.

Давайте строить новую Украину. А Министерству инфраструктуры я бы рекомендовал сначала четко определить и утвердить задачи новых гендиректоров предприятий отрасли, а потом под это подбирать кандидатов, иначе можно нанять «лучшего плотника, чтобы ковать подковы».

По материалам: thekievtimes
kuznecov