Руководству Украины следует задуматься об объединении населения страны на основе общих ценностей
Введенные в июне новые правила пропускного режима транспорта и физических лиц через линию разграничения в зоне АТО значительно усложнили жизнь проживающего там населения. То, что украинские власти изначально задумывали как блокаду сепаратистов, которая будет способствовать ослаблению позиций боевиков, в реальности очень негативно влияет на мирных жителей, считают эксперты. Так, директор по аналитической работе и внешним связям Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Елена Захарова полагает, что нынешняя изоляция региона еще больше подталкивает население самопровозглашенных республик к интеграции в российское пространство.
Тем не менее, только 30% населения Донбасса выступает за присоединение региона к России. При этом около 73% украинцев считают, что временно оккупированные территории должны остаться в составе Украины. Об этом свидетельствуют данные общенационального социологического опроса, проведенного по заказу МЦПИ, представленные 13 июля в рамках круглого стола «Инициирование Национального диалога в Украине». «Таким образом, — подчеркнула координатор проекта «Национальный диалог» Елена Захарова, — большинство украинцев считает, что политику в отношении оккупированных регионов нужно менять. Для этого, прежде всего, необходимо изменить подход: воспринимать войну в Донбассе и вопрос возвращения Крыма не как борьбу за территорию, а за сердца и умы проживающих там людей».
Очевидно, что в сложившейся ситуации в Украине остро ощущается необходимость проведения политики по примирению населения страны. Первым шагом в ее рамках должна стать разработка национальной идеи. Для этого, считают аналитики, нужны инициативы со стороны как руководства страны, так и гражданского общества. По словам ведущего эксперта политико-правовых программ Центра Разумкова Виктора Замятина, для того, чтобы национальная идея объединила украинцев, ее основой должен быть принцип общей перспективы, такой цели, которую достигнуть может только целостная страна. Примером подобной идеи господин Замятин назвал создание государства Израиль в 1948 году, когда были определены общие цели по построению сильной страны, на основе которых строился национальный диалог и объединились люди.
Вторым шагом должно стать изменение украинского законодательства. Так, председатель правления МЦПИ Василий Филипчук считает, что государственную политику нужно переориентировать с изоляции на реинтеграцию временно оккупированных регионов. Для этого он, среди прочего, предлагает разработать и принять закон Украины про политику национального единства. «В нем четко должны быть прописаны вещи, которые разрешены, а которые нет. У нас должна быть такая же нетерпимость к разделяющим нас вопросам, как и к теме признания Голодомора. Мы должны прийти к четкому общественному согласию, что нельзя играться с вопросами языка, истории и другими спорными пунктами», — подчеркнул эксперт.
Подобная инициатива прозвучала впервые, однако некоторые парламентарии Украины уже назвали ее перспективной. Так, народный депутат из фракции «Батькивщина» Алексей Рябчин не исключил возможности принятия подобного законодательного акта. Правда, представитель фракции «Самопомич» Алена Бабак считает, что принятием нового законодательства добиться «изменения сознания людей и их отношения к конфликту» будет очень сложно. Поэтому, считает нардеп, властям и общественности необходимо ориентироваться на проведение всеобъемлющего диалога между гражданами Украины: «Этот диалог должен объединить разные слои общества и способствовать распространению мнения, что Донбасс и Крым — это Украина».
Третий шаг, необходимый для объединения страны, — работа в сфере информационной политики, в частности, с исторической памятью. Так, эксперт МЦПИ Елена Захарова советует избегать в официальных заявлениях украинских политиков «острых вопросов», которые разделяют общество. Среди прочего, она предлагает наложить вето на использование исторической памяти и любых конфликтных вопросов в ходе политической борьбы, в частности посредством мониторинга выступлений кандидатов на местных выборах, а также через анализ законопроектов и нормативных актов на предмет «языка ненависти» и разделяющей риторики.
Впрочем, как считает главный специалист отдела правового обеспечения Института национальной памяти Сергей Рябенко, если в Украине будет запрещаться использование фактов исторической или национальной памяти, это, наоборот, создаст «дополнительные возможности для манипуляций». «Если мы запрещаем что-то, то создаем определенные ограничения для доступа людей к этой информации, в нашем обществе это может вызвать такую ситуацию, при которой одни лица, имеющие доступ к «ограниченной информации» в условиях ее запрета, будут еще больше манипулировать теми, у кого такого доступа нет», — подчеркнул он. Поэтому, резюмировал господин Рябенко, объединение украинцев должно происходить вокруг правдивой информационной политики: как про события прошлого, так и про нынешнее положение вещей.
Схожее мнение выразил и заместитель министра информационной политики Украины Дмитрий Золотухин. По его словам, например, разоблачающая деятельность ведомства при поддержке украинских СМИ по раскрытию лжи, распространяемой посредством кремлевской пропаганды, а также манипулятивных приемов российских троллей в значительной мере способствовали переоценке российских медиа со стороны украинцев.
Четвертый шаг, который, в частности, предложила Елена Захарова, — переориентация общественного внимания украинцев с внешнеполитических вопросов на внутреннюю политику. «Дело в том, — отметила она, — что большинство жителей Галичины выступают за присоединение Украины к Европейскому союзу. На Донбассе, тем временем, больше сторонников Таможенного союза с РФ. Однако все они хотят экономического роста и процветания страны. На этом можно сыграть». Согласно инициативе эксперта, сконцентрировав внимание на построении процветающей экономики, борьбе с коррупцией, децентрализации, реформе судебной системы, правоохранительных органов и т. п., можно будет объединить запад и восток Украины.
Пятый шаг, по мнению экспертов, должен состоять в проявлении инициативы со стороны активистов общественных движений по налаживанию прямого диалога со своими коллегами из других регионов. Речь, в частности, идет о проведении массовых образовательных и культурных мероприятий, круглых столов и дискуссий, посвященных поиску путей к объединению.
Впрочем, в условиях войны и затрудненного доступа на временно оккупированные регионы, большинство из этих инициатив пока сложно реализовать. Даже при активной деятельности общественных организаций для настоящего объединения Украины нужна четкая позиция руководства страны, которую оно все еще вырабатывает. Но, несмотря на фактор российской агрессии, от борьбы за умы людей отказываться, по их словам, ни в коем случае нельзя, ведь исключительно военным путем настоящего объединения Украины добиться невозможно.