Политические новости

Война глазами солдат (ФОТО, ВИДЕО)

Как выглядит война, что думают о ней ее участники, чего они больше всего хотят? Репортаж из-под Славянска.

Журналисты ЛІГАБізнесІнформ побывали в самой горячей точке Украины, чтобы собственными глазами увидеть войну и попытаться понять, что чувствуют солдаты и гражданские, о чем переживают и чего хотят.

Ниже приводим текст статьи:

«Мы провели несколько дней рядом с этими людьми и посвящаем им цикл публикаций. Первая — десять эпизодов, запечатлившихся в памяти яркими вспышками. Изнанка войны глазами ее участников.

Мексика

«Мексика» — это условное название небольшой группы в составе одного из подразделений Национальной гвардии, расположившегося на передовом посту под Славянском. Почти все бойцы — добровольцы-киевляне в самой лучшей экипировке, собранной и доставленной волонтерами. Бойцы довольны всем. На войну против террористов и российских диверсантов пошли осознанно.

«Целый мешок и два ящика экипировки раздали десантникам — очень много всего передали», — рассказал один из бойцов с позывным «Зло», на гражданке — Артем. Камер бойцы не избегают: «Мы на своей земле. Нам нечего бояться». «Мы ничего против русских не имеем, — говорит «Зло». — Пусть в нас не стреляют, собирают манатки и валят к себе в Россию».

Киевляне все веселые. Собственными руками создали бетонное укрепление, где и воюют и спят. Все уверены в скорой победе. А Мексика — потому что добровольцы с Троещины (известный благодаря бандитам район в Киеве).

Говорим с учителем местной школы недалеко от Славянска. «К войне нельзя привыкнуть. Можно привыкнуть к выстрелам и взрывам. Ложимся спать и думаем — что нас ждет сегодня?». Женщина, как и все те, с кем удалось пообщаться здесь — украиноязычная.

«Я вижу, какими парни едут в одну сторону, а потом — в другую. Моя нервная система этого не выдерживает», — говорит она.

Чтобы не потерять собеседника, называю террористов привычным здесь «ополченцы» и спрашиваю, как местные жители к ним относятся. «Знаете… Мое личное мнение изменилось. В каком смысле? Раньше это было народное явление, а теперь здесь чужаки», — говорит женщина и добавляет, что речь идет о вторжении России, о боевиках из Осетии и Чечни.

«Сегодня в школе состоялся разговор с администрацией… Что нас ждет с ними (боевиками)? Разбитые дороги, разбитые фабрики и отсутствие работы? Люди устали. Все хотят, чтобы все прекратилось и чтобы все было как раньше», — сказала она.

«Что думаешь о русских?» — спрашиваю бойца украинской армии на блокпосту недалеко от Славянска. На вид ему около 45 лет. «Да ничего не думаю. Я сам — русский. На нас нападают не русские, а бандиты», — отвечает солдат и уверенным голосом обещает навести порядок в Украине.

В Славянске легко поверить в силу оружия. Здесь все выглядит как война. Но солдат не согласен с таким определением: «Это не война. Нам тут некого «побеждать». Мы тут просто наводим порядок — уничтожаем бандитов».

«Это лишь временные трудности нашей страны. Мы эту трудность ликвидируем и все будет нормально. Надо просто это пережить и каждому внести свой вклад. Мы делаем все четко и планомерно, уверенно и спокойно делаем свою работу. Так что все будет нормально, ребята», — говорит он.

Недалеко от зоны боевых действий заходим в магазин, забитый самым востребованным товаром среди солдат. Здесь вода, сигареты, плащи, камуфляж и многое другое. Сюда небольшими группами из округи приходят солдаты. Местные жители искоса поглядывают на журналистов, но угадать их мысли трудно.

— Как идет торговля?

— Каждый день какой-то мордобой. Мы уже не рады такой торговле, — говорит продавщица, едва сдерживая слезы. Убегает в подсобку. Тяготы войны поселились в людях.

Попытка сделать пару фотографий в магазине вызывает панику. «Нет, нет! Не нужно фотографий!» — испугано кричит вторая продавщица и прямо говорит: «Да, мы боимся мести». Магазин продает украинским солдатам множество необходимых вещей и продуктов. Террористы за это убивают без раздумий. В разговор вклинивается грузный мужчина лет под 60 — хозяин магазина. «Да чего мы боимся? Ничего мы не боимся», — подбадривает он продавщиц. «Мы здесь все на нервах», — объясняет первая продавщица, придя в себя.

Недалеко от магазина — Дом культуры. Украинский флаг здесь никто не снимает. Еще несколько флагов развешаны в частном секторе. И это всего в двух десятках километров от Славянска, где размещен один из штабов террористов.

Женщин не хватает. С одной стороны — все рады их отсутствию, с другой стороны — солдаты безумно тоскуют. Появление журналистки одного из телеканалов на передовой вызвало бурю трудно скрываемых эмоций. Здесь все говорят о женах и подругах на гражданке. И именно своих женщин вспоминают, когда спрашиваешь о самом важном. Даже вся техника поголовно носит женские имена.

Среди бойцов есть женщина. Мы встретили ее на передовом рубеже. На вид — около 35-ти лет. С автоматом и в полной экипировке. На камеры не позирует и не фотографируется. В Украине такое зрелище выглядит экзотично. Но террористы не делают скидок по половому признаку, потому против боевиков воюют в том числе будущие матери.

Другая история — местные. Одна из них недалеко от расположения солдат по утрам выходит загорать в купальнике. Солдаты смеются: бинокль компенсирует зрительное расстояние до объекта, но не более того. «На гражданку очень хочется. Но первым делом — самолеты», — говорят бойцы».

helen