Павел Лазаренко выглядит как обычный неработающий отец, который отвозит трех маленьких детей в школу и поджидает, когда вернется с работы его молодая жена. Но он, как выясняется, клептократ мирового класса, прячущийся в американском пригороде.
“В любой день Павел Лазаренко выглядит как обычный неработающий отец, который отвозит трех маленьких детей в школу и поджидает, когда вернется с работы его молодая жена”, – пишет The New York Times.
“Но Лазаренко, как выясняется, – клептократ мирового класса, прячущийся на видном месте в американском пригороде, – сообщает журналистка Лесли Уэйн. – Он бывший премьер-министр Украины, где его обвиняют в хищении сотен миллионов долларов для личного использования. Transparency International называет его одним из десяти самых коррумпированных чиновников в мире”.
Он находится в розыске на родной Украине. Он был признан виновным в отмывании денег в США и заочно – в Швейцарии. Более того, его имя недавно всплыло в “панамских документах”, сообщает автор статьи.
“К тому же Лазаренко ведет две ожесточенные битвы с правительством США. Одна идет за 250 млн долларов на офшорных счетах на Гернси, в Швейцарии и в других местах, которые, как утверждает правительство, получены путем мошенничества, вымогательств, подкупа, незаконного присвоения и хищения со стороны Лазаренко. Другая битва – в попытке остаться в США, где он ищет политического убежища с тех пор, как приехал в 1999 году”, – говорится в статье.
“Сейчас 63-летний Лазаренко живет в округе Марин, по другую сторону моста “Золотые ворота” в Сан-Франциско, со своей второй женой и новой семьей”, – пишет журналистка.
“Хотя его нынешний дом комфортабелен, ему далеко до особняка в Новато площадью 18 тыс. квадратных футов (один из самых больших в Калифорнии), который он купил перед бегством с Украины в 1999 году, всего на один шаг опередив прокуратуру”, – отмечает Уэйн.
“В Америке странная эпопея Павла Лазаренко началась, когда его самолет приземлился в аэропорту им. Джона Кеннеди в феврале 1999-го: он бежал от обвинений в том, что заказал убийство своего политического соперника”, – говорится в статье.
Судя по всему, он приехал, ожидая, что будет вести жизнь офшорного олигарха. У него уже был панамский паспорт, пишет издание. “В огромном поместье, когда-то принадлежавшем голливудской звезде Эдди Мёрфи, имеются две вертолетные площадки, многочисленные бассейны, танцевальный зал размером с ледяной дворец и позолоченные дверные ручки. Его ждали первая жена и трое их детей, уже учившихся в местных школах”, – отмечает автор.
“Но также его ждало ФБР, в розыскном списке которого он находился. Его увезли в тюрьму в Куинс, и он не провел ни одной ночи в своем калифорнийском дворце. Год спустя Лазаренко был обвинен в отмывании денег. В 2004 году он был признан виновным и после рассмотрения апелляций попал в федеральную тюрьму в 2009 году. Выйдя на свободу в ноябре 2012-го, он оказался в месте предварительного заключения иммиграционной и таможенной полиции – там отказались рассказывать, когда его отпустили”, – говорится в статье.
Среди “панамских документов”, в которых он фигурирует, – ордера на изъятие, выпущенные в 1998 году Британскими Виргинскими островами для всех файлов компании Mossack, связанных с Лазаренко, а также с Юлией Тимошенко, которая позже стала первой женщиной-премьером Украины, и ее мужем, сообщает газета.
Лазаренко и Тимошенко были политическими союзниками и одновременно партнерами в компании “Единые энергетические системы Украины”, что, по утверждению американского правительства, позволяло миллионам долларов стекаться к Лазаренко и его пособникам. Большая часть этих денег сейчас находится на офшорных счетах, за которые ведут борьбу Лазаренко и правительство США, поясняет журналистка.
“В ходе судебных баталий Лазаренко его личная жизнь резко изменилась”, -продолжает Уэйн: сейчас он женат на Оксане Цыковой, которая была его переводчицей на суде в 2004 году. Цыковой принадлежит их нынешний дом в графстве Марин стоимостью в 1,8 млн долларов, на началах доверительной собственности. Она также является юристом в фирме адвоката Лазаренко.
В настоящий момент Лазаренко объявил себя банкротом. В обращении в суд он утверждает, что у него нет никакого дохода, что он должен бывшему адвокату 100 тыс. долларов и полностью зависит от зарплаты жены. Лазаренко также заявляет, что у него нет права на работу и он является безработным. Более того, он плохо говорит по-английски и ему нужен переводчик.
“Борьба вокруг офшорных активов Лазаренко разгорается, – говорится в статье. – Он недавно включил в число своих представителей одну из крупнейших в стране юридических компаний, Blank Rome, которая встала на позицию, что государство не обладает юрисдикцией, позволяющей изъять его офшорные миллионы, поскольку они не размещены в США, а только прошли через США во время электронных переводов”.