Еще год назад все разговоры в Киеве были о войне. Сегодня столица Украины не похожа на город в разгар войны. Россия вторглась в Сирию и у украинцев появилось время на другую войну – против коррупции.
«На самом деле эти две битвы за одно и тоже. Россия с давних времен пытается манипулировать украинской политикой: тайно или открыто, подкупая политические силы, коррумпируя газовые соглашения и мешая вести бизнес», — пишет Эн Эплбаум на страницах Washington Post.
Только сейчас после событий на Майдане украинское правительство объявило войну против коррупции. Однако у нынешнего премьер-министра Арсения Яценюка, который сам уже достаточно давно участвует в политической жизни страны, не очень получается очистить страну от взяточничества.
Он начал избавляться от посредников на газовом рынке Украины и тем самым экономить миллиарды. Украинский премьер уволил 700 чиновников в рамках «люстрации» и внес их в специальный список, запретив занимать высокие должности в правительственных органах. Он также пытается сократить возможность для подкупа путем дерегуляции и перевода части государственных услуг в интернет. «Все это звучит хорошо, но никто из тех, с кем я говорила, не считает, что этого хватит. Как сказал мне другой чиновник из правительства: «Это маргинальные мероприятия.
Большинство вообще не чувствует, что что-то происходит»», — пишет американская журналистка. Она объясняет, почему так произошло. Во-первых, нет альтернативной бюрократии, которая должна заменить старую. Во-вторых, по ее словам, государственный аппарат настолько «прогнил», что принятые законы не всегда выполняются. Благодаря этому часть «люстрованных» чиновников вернулась в систему государственного управления в других местах.
Также борьба с коррупцией требует культурных и ментальных изменений, для того, чтобы избавиться от мелкой коррупции на бытовом уровне в больницах, школах и университетах. А именно с такими вымогательствами взяток украинцы сталкивают ежедневно. Затягивание с проведением необходимых изменений тратит важное для Украины время, которое она получила благодаря перемирию в Донбассе.
«Скоро снова начнутся бои, политический климат ухудшится, а у иностранных доноров иссякнет терпение. И если война с коррупцией будет проиграна, это также будет означать и поражение за суверенитет Украины», — пишет Эплбаум.