Политические новости

Портников: Зачем Порошенко придумал Крыму новый статус

Крымская АССР уж точно не была автономией русских – просто потому, что русских автономий в Советском Союзе и РСФСР не было.

На первый взгляд предложение украинского президента Петра Порошенко о «дорожной карте» для разработки национально-территориальной автономии Крыма выглядит просто политическим жестом, который никак не отразится на судьбе полуострова. В конце концов, Украина все равно Крым не контролирует, так какая разница, с какими «дорожными картами» выступает ее президент и что будет написано о Крыме в украинской Конституции и законах. Но с этим взглядом можно согласиться, только если воспринимать Крым как некую константу, которая не развивается во времени. Забыть о прошлом, не пытаться понять будущее Крыма. И не желать замечать, что, пока Крым с точки зрения международного права остается частью Украины, предложения ее руководства так или иначе будут отражаться и на судьбе полуострова, и на его восприятии в окружающем мире.

Прежде всего стоит вспомнить, откуда вообще появилась крымская автономия. Она – прямая наследница Крымской АССР, созданной большевиками. В современной России принято считать, что большевистское правительство придумало союзные и автономные республики, чтобы расчленить бывшую империю. Но на самом деле все происходило с точностью до наоборот. Империя распалась, не выдержав испытания войной и историей. И новой власти пришлось обратить внимание на центробежные силы, игравшие значительную роль на имперских окраинах. В случае, когда эти центробежные силы были столь сильны, что их борьба приводила к созданию самостоятельных государств, большевики шли на прямую подмену.

Украинская Народная Республика после оккупации Красной армией стала Украинской ССР, страны Закавказья – Грузия, Армения и Азербайджан – после оккупации Красной армией были объединены в Закавказскую Федерацию равноправных советских республик, позже ликвидированную. Там, где национальные меньшинства были не настолько влиятельны, чтобы создать настоящие государства, но достаточно активны, чтобы дестабилизировать ситуацию, если к ним не будут прислушиваться, появлялись советские автономии. Одной из них и была Крымская АССР. Это уж точно была не автономия русских, просто потому, что русских автономий в Советском Союзе и РСФСР не было. Даже там, где русское население преобладало, а автономия существовала – например, в показушной Еврейской автономной области, – упор все же делался на национальный компонент.

К моменту создания Крымской АССР крымские татары и другие коренные народы полуострова давно уже не составляли большинства его населения: демографические изменения начались сразу же после присоединения Крыма к Российской империи и последующего отъезда большинства крымских татар на земли Османской империи. Но тем не менее идея крымской автономии состояла в обеспечении прав и защите языков и культурных ценностей коренных народов Крыма. И как только их с полуострова депортировали – автономию сразу же ликвидировали. Точно так же, как ликвидировали – и уже никогда не восстановили – АССР немцев Поволжья. Точно так же, как ликвидировали республики народов Кавказа, вернувшиеся на административно-территориальную карту России только после хрущевской оттепели и возвращения изгнанных в родные места.

Крымская АССР была воссоздана уже в советской Украине, на фоне суверенизационных процессов в Советском Союзе. Но это уже не была автономия крымских татар – несмотря на то, что как раз в это время началось их возвращение на родину. Это даже не была автономия русских – несмотря на то, что Крымская область была единственной областью УССР, в которой этнические русские все еще составляли большинство населения. Это была автономия, основанная исключительно на корпоративных договоренностях. Руководство УССР прекрасно понимало, где у него слабое звено, на которое может нажать союзный центр, чтобы помешать суверенизационным процессам.

По материалам SLON»
regional