Избрание нового президента США Дональда Трампа глава РФ Владимир Путин может воспринять как очередную "историческую возможность" отхватить территории чужих государств, в том числе состоящих в НАТО, считает российско-американский историк Юрий Фельштинский.
Историк объясняет, почему у Украины нет причин для оптимизма и стоит быть начеку.
Что означает для Украины избрание президентом США Дональда Трампа? Думаю, если бы выиграла Хиллари Клинтон, этого вопроса не было бы, потому что политика Америки в отношении Украины осталась бы без изменений. Но победил Трамп.
Заявления, которые Трамп делал во время президентской гонки очень настораживали хотя бы потому, что с точки зрения избирательной кампании они были невыгодны: кандидат от республиканцев не заработал на таких заявления ни одного дополнительного голоса. Наоборот, потерял, потому что Трамп призывал ослабить американское влияние не только в Европе, но и во всем мире, а также уменьшить финансирование НАТО. По сути, это политика изоляционизма.
Трамп предлагал уступить Украину России, упрямо и с большой невыгодой для себя защищал Путина и российскую внешнюю политику. Это настораживает: так себя ведет только кремлевский агент в США. С другой стороны, это были лишь громкие заявления. Мы до сих пор не знаем, искренне или по заблуждению он говорил то, что говорил об Украине, России, НАТО.
Сейчас главный вопрос: изменится ли предвыборная риторика Трампа в вопросах внешней политики после инаугурации? Пока этого не знает никто. Основная проблема с Трампом-политиком в том, что о нем в принципе ничего не известно.
Впервые в американской истории к власти пришел человек, не являвшийся политиком. То есть у нас нет возможности проследить его политическую биографию. Да, он крупный бизнесмен. Но большой вопрос, был ли Трамп хорошим бизнесменом. Думаю, скорее, плохим, если шесть раз банкротил собственный бизнес и до сих пор не раскрыл свои налоговые декларации. Наверное, есть причины, по которым он этого не делает.
С избранием Трампа у Украины нет причин для оптимизма. По крайней мере, за время президентской гонки никаких сигналов для этого не было. Значит, нужно быть начеку и настороже. Сейчас наступает выжидательный период: не только американцы, но и весь мир будут всматриваться в Трампа и пытаться понять, кто стал президентом США и что конкретно он намерен делать.
Важно подчеркнуть: президент-республиканец приходит в Белый дом в ситуации, когда и сенат, и палата представителей тоже принадлежат республиканцам. Это редчайший случай в истории США. Формально, республиканское большинство очень упрощает любые инициативы Трампа на посту президента.
Я детально не следил, какое количество денег из Америки шло в Украину в качестве помощи и поддержки. Но еще раз напомню один из пунктов предвыборной программы Трампа, который настораживает: нельзя тратить деньги на расходные внешнеполитические проекты. То есть новоизбранный президент активно продвигает идею, что США нужно экономить деньги, а не вовлекать страну в дорогие внешнеполитические и, как правило, конфликтные дела.
Если следовать этой логике, безусловно, нужно выводить отовсюду американские войска, перестать выделять деньги на НАТО и на помощь дружественным государствам, в том числе Украине. Это старая классическая формула изоляционизма. Но проблема в том, что история ХХ века подтверждает: как только США отходят от европейских дел, начинаются войны.
До Первой мировой войны Америка вообще не была вовлечена в европейские проблемы. В 1919–1939 годах США, разочарованные итогами Первой мировой, самоудалились и предоставили Европу самой себе. Это привело фашизму в Германии, Италии и, как результат, ко Второй мировой войне, в которую Америке все равно пришлось вмешаться с очевидными для себя человеческими и финансовыми потерями.
Идея Трампа выйти из всех конфликтных европейских и ближневосточных проектов, чтобы сэкономить деньги, – в краткосрочном плане может принести пользу США. Но в долгосрочной перспективе нанесет большие убытки в формате возможной новой европейской войны.
Европа не может существовать мирно и стабильно без вмешательства США. Особенно сегодня, потому что единственный серьезный дестабилизирующий элемент в сегодняшней Европе – путинский режим и агрессивная политика России. Мы это видели на примере российско-грузинской войны 2008 года. Мы это видим на примере российско-украинской войны.
Каждый раз, как только предоставляется “историческая возможность” отхватить территории других государств, Россия этим пользуется. Есть серьезный риск, что приход к власти Трампа Путин воспримет как очередную возможность исправить “историческую ошибку” распада СССР.
С приходом нового президента США Дональда Трампа мы вступаем в очень рискованный период. К сожалению, основные риски лягут именно на восточноевропейские страны. Сначала на те, которые не являются членами НАТО, после уже на те, которые входят в Североатлантический Альянс. Если Трамп действительно начнет реализовывать свои предвыборные заявления по ослаблению НАТО и сокращению бюджетных расходов Америки во внешней политике – эти риски существенно возрастут.