Когда имеешь дело с россиянами, уважение — важнее любви, пишет Портников.
Украина должна стать для России европейской Японией — не соглашаться ни на какое примирение с Москвой, пока не восстановлена территориальная целостность нашей страны.
Об этом в своей авторской колонке в издании Newsru.ua пишет известный украинский журналист Виталий Портников.
“Все проблемы решаемы” — так российский президент Владимир Путин отреагировал на вопрос японского агентства Киодо относительно прогресса в переговорах по Курилам. Понятно, что никакой конкретики в этом ответе нет. Но нет в нем и привычной для российского лидера жесткой реакции на “территориальный вопрос”, — пишет журналист.
По его мнению, удивляться этому не приходится. Сколько бы не рассказывали в России о “повороте на восток”, а именно на востоке — на Дальнем Востоке — страна оказалась в самом настоящем тупике. Отсутствие мирного договора с Японией, инвестиционной заинтересованности самой развитой страны региона и демографические проблемы привели к тому, что на огромной территории Дальневосточного федерального округа сегодня проживает меньше людей, чем в Москве — и их количество продолжает с каждым днем уменьшаться.
Если Россия хочет сохранить за собой Дальний Восток, а не сдать его в аренду Китаю — этот процесс уже начался — ей просто необходимо хоть какое-то взаимопонимание с Японией. А достичь этого взаимопонимания без компромисса по “северным территориям” нельзя. И вполне возможно, что этот компромисс будет достигнут, считает Портников.
Японцы давно уже могли бы махнуть на Курилы рукой. Посчитать выгоду от дальневосточных инвестиций. Согласиться с тем, что острова — территория России. Но они этого не сделали, потому что не сомневались — и не сомневаются — в собственной правоте. Когда речь идет о территориальных вопросах, принципы важнее денег. Побеждает тот, у кого хорошие нервы и кто может отказаться от прибыли ради самоуважения, говорится в статье.
Именно поэтому Украине — если она действительно хочет решить территориальный вопрос в свою пользу — необходимо понять, что блокада оккупированных территорий неизбежна. И минимизация экономических отношений с Россией — тоже. Мы должны стать для соседней страны европейской Японией. Контакты — да. Дипломатические отношения — да. Поездки граждан — да. Но до решения вопроса восстановления территориальной целостности Украины — никаких совместных проектов, никакого содействия российскому бизнесу, никакого интереса к инфраструктурным решениям, которые проходят через нашу территорию и акваторию, подчеркивает журналист.
Да, мы можем потерять средства — но мы вернем их с лихвой, когда восстановим границы и начнем сотрудничать с новой, постпутинской Россией. Если же мы по-прежнему будем государством-гастарбайтером, считающим, что денежки ради можно наплевать на принцип и самоуважение, мы не только уже отобранных территорий не вернем, но и новые потеряем. И Россия еще долго будет вытирать о нас ноги, считает Портников.
К Японии же в Москве относятся пусть с плохо скрываемым раздражением — но зато уважают. А когда имеешь дело с россиянами, уважение куда важнее любви, резюмирует он.