Политические новости

Путин продолжит войну против Украины. Такова логика эскалации, – Сергей Высоцкий

Море замерзает. Азовское - уж точно. Некоторым и этого тезиса достаточно для вывода о том, почему российская атака на Украину будет продолжена.

Невозможность нормального снабжения Крыма, вечные многосуточные очереди на Керченской переправе – все это, как правило, описывается в качестве аргументов для продолжения войны Путиным. Cудить так – значит предполагать, что цели Путина и правда географические – пресловутый коридор в Крым, Херсон, Одесса, Новороссия и так далее. Это упрощенное представление.

Находясь в эпицентре наших героических и трагических событий мы полагаем, что на них так же зациклен и весь остальной мир. Путин видится нам абсолютным злом, полностью сосредоточенным на поглощении или уничтожении Украины. Однако давайте на минуту попробуем представить себе логику агрессора. Как воспитанник советского КГБ, президент России, похоже, не верит в объективные исторические процессы. Все в этом мире для него – один большой заговор и сплошная спецоперация. С такой точки зрения Майдан – тоже заговор, который устроили американцы с целью оторвать естественную часть России (в мозгах российской элиты ведь никакой независимой Украины нет). Оторвать от самой России – после полной победы Путина над жадностью Януковича. Схватка за Украину, таким образом, не выглядит для Путина как война с Украиной, ведь многие даже в Кремле до сих пор уверены, что никакой войны украинского народа с российским нет – это все пятая колонна США ссорит братьев и посылает своих бандеровцев на войну. Война за Украину – это схватка с США и НАТО. И эта битва не столько за территорию Украины, сколько за ее душу и ее место в геополитической мировой архитектуре.

Что может считаться победой Путина в Украине? Если победа американцев – это Майдан, то логичным было бы предположить, что победой Путин может стать Антимайдан – демонтаж последствий революции достоинства, признание аннексии Крыма, отказ от европейского и евроатлантического вектора и возвращение в эпоху многовекторности имени Кучмы. А глобально – признание США за Россией права на свою “исконную” зону влияния в границах СНГ. Исходя из этого, Украина – не конечная цель Путина. Она всего лишь объект приложения усилий, направленных на США. Это шантаж войной, шантаж гопника. Также как и залеты стратегических бомбардировщиков в зоны контроля ЕС и США. Вот мол, Украину отметелил, смотрите и с вами так сделаю.

Описанное выше представление о логике агрессора ущербно. Начиная с основания – никакой победы США на Майдане не произошло. Это была победа украинцев, находящаяся вне зоны контроля или даже существенного влияния США. Фокус внимания США, как всегда, прикован к самим США. Для Штатов судьба Украины значит гораздо меньше, чем бряцание ядерной дубинкой или уничтожение Путиным всей послевоенной системы международного права.

Теперь о целях Путина. Устроить в Украине Антимайдан он способен до определенных пределов. Сейчас мы наблюдаем за всплытием из прошлого одиозных людей времен Януковича, а также за процессом не наказания товарищей, ответственных за помощь России в организации бойни на Донбассе. Топчет бренную киевскую землю не только идейный предтеча луганских боевиков Ефремов, но и его подручный Клинчаев. Известная своей активностью в российских ток-шоу регионалка Елена Бондаренко, критик кровавой хунты, украинской армии и человек, угрожавший раненым евромайдановцам, приказом из Москвы назначена главой крупнейшего медиа-холдинга. Им номинально владеет беглый кошелек Семьи Сергей Курченко. Это не угроза информационной безопасности? Суд, не вычищенный от людей Портнова, отпускает из-под стражи одного из обвиняемых в расстреле 39 активистов “Небесной сотни”. Сложно поверить, что весь этот слив Майдана происходит без попустительства Банковой – к удовлетворению Кремля.

Однако, у этой контрреволюции есть свои пределы. Можно под давлением Путина отсрочить вступление в действие договора о зоне свободной торговли с ЕС, но невозможно говорить об интеграции с Таможенном союзом. Можно пустить в Раду нескольких подельников Януковича, но речи не может идти о его реабилитации. Можно плясать вокруг особого режима самоуправления оккупированного Донбасса, однако невозможно провести федерализацию Украины. Можно даже пропускать в Крым российские фуры и грузовые вагоны, но невозможно признать аннексию Крыма и на государственном уровне сказать украинцам: “Да, Крым – это уже Россия”. Президент у нас, может, и не самый лучший в мире, но он точно не политический самоубийца. План Путина ущербен даже в том, что настроенная на уступки и компромиссы команда Порошенко просто не сможет выполнить его и на 30%.

Реализация целей Путина проблематична и в глобальном контексте. Именно из-за того, что в Украине он перестарался. Снос Путина стал для мировых элит фактором безопасности – ведь допустить, чтобы какой-то ополоумевший диктатор по настроению засылал в твою страну стратегическую авиацию или зеленых человечков не может ни один западный лидер. Следовательно, даже прогнозируемое на данном этапе потепление отношений Кремля и Банковой не сможет помочь главной цели Путина – его не признают равным, не вернут в G-8, с него не снимут санкции. Шаткое перемирие в Донбассе не повлияет на доступ России к рынкам капитала и на нефтяные цены, которые будут снижать. А значит, в среднесрочной перспективе Путин снова будет вынужден демонстрировать какие-то успехи своему беднеющему народу и шантажировать Запад, требуя для отмены санкций. Можно, конечно, гадать, пойдут ли русские танки на Ригу или в северный Казахстан. Но на практике у Путина есть проверенный мальчик для битья, который уже шел на уступки – Украина.

Дальнейшая атака на нашу страну вписывается как в мировоззрение Путина, так и в логику эскалации: повышение ставок и продолжение войны останется для агрессора единственным микроскопическим шансом на результативный торг с Западом. Именно поэтому стоит осознать – в игре с Путиным и в переговорах с ним нет выигрышной стратегии. Если уж он, решил, что может взять Киев за две недели, то с Украиной не может быть никаких переговоров – только выполнение российских условий. Эта ситуация изменится только тогда, когда Киев сможет дать Путину бескомпромиссный военный ответ. Только так можно купировать угрозу дальнейшей эскалации войны и постоянный путинский шантаж войной. А это значит, что главный критерий оценки всех украинских чиновников , политиков и зарубежных партнеров звучит так: что вы сделали для украинской армии? Любой человек, группа или государство который помогает ее укреплять, строить и реформировать – друзья и союзники. Любой человек, группа или государство, которые пытаются нашу армию ослабить – враги. Такой бескомпромиссной должна стать позиция Украины на ближайшие годы.

Сергей ВЫСОЦКИЙ

vlad